Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии.Отец Александра Ивановича был секретарем мирового судьи. В 1871 году, вскоре после рождения сына, он умер от холеры.Мать Александра Ивановича происходила из рода обедневших татарских князей Кулунчаковых.1873 год - мать Куприна вместе с сыном поселяется в московском Кудринском вдовьем доме, атмосферу которого писатель воспроизведет позже в рассказе "Святая ложь".1876 год - Куприн отдан в московский Разумовский благотворительный сиротский пансион.1888 - 1890 гг. - Куприн учится в Московском Александровском военном училище. Выпущен в чине подпоручика. Впечатления от обучения в военных учебных заведениях позже легли в основу повести "На переломе (Кадеты)" и романа "Юнкера".1889 год - Куприн публикует свое первое произведение в журнале "Русский сатирический листок". Это был сентиментально-романтический рассказ"Последний дебют". В основу сюжета легла небезызвестная в то время история о самоубийстве провинциальной актрисы Е.П. Кадминой. За публикацию рассказа писатель был заключен на гауптвахту - юнкера не имели права печатать свои произведения без особого разрешения начальства..1896 год - у Куприна выходит книга нравоописательных очерков "Киевские типы".Декабрь 1896 года - в журнале "Русское богатство" опубликована повесть А.И. Куприна "Молох".1897 год - выходит сборник рассказов А.И. Куприна "Миниатюры".Этот же год - писатель путешествует по Волынской губернии. На впечатлениях, полученных во время этого путешествия, был выстроен цикл "Полесские рассказы": "Олеся", "В лесной глуши", "Оборотень", "На глухарей".1901 год - Куприн переезжает в Петербург. Здесь некоторое время он заведует отделом беллетристики "Журнала для всех".1903 год - рождение дочери Лидии.1900-е годы - Куприн активно печатается в петербургских журналах "Русское богатство", "Мир Божий", "Журнал для всех" и других. На свет выходят его рассказы, рецензии и критические статьи. В этот период написаны рассказы "В цирке", "Болото", "Трус", "Конокрады", "Жидовка", "Белый пудель" и повесть "Поединок". В это же время Куприн вливается в литературное окружение М. Горького.Вторая половина 1900-х годов - в творчестве Куприна усиливается социальная тематика. Примером этому могут послужить рассказы "Река жизни", "Свадьба", очерк "События в Севастополе". В некоторых рассказах возникает проблема "маленького человека": "Гамбринус", "Святая ложь", "Гранатовый браслет".1907 год - Куприн женится во второй раз. Его жена - Е.М. Гейнрих, племянница Д.Н. Мамина-Сибиряка.1909 год - написана первая часть повести "Яма".1915 год - написана вторая часть повести "Яма".1916 год - написана третья часть повести "Яма".Период Первой мировой войны - Куприн-патриот организует госпиталь для раненых солдат в Гатчине.1917 год - Куприн положительно относится к Февральской революции. Работает редактором газеты "Свободная Россия", издававшейся партией левых эсеров. К событиям октября 1917 года Куприн отнесся неоднозначно: он верил в "кристальную чистоту" вождей революции, но опасался за культурное наследие России и будущее всего человечества. Свои опасения писатель изложил в рассказе "Старость мира".1918 год - стопроцентно отрицательно Куприн воспринял проводимую большевиками политику военного коммунизма и террор. В газете "Петроградское эхо" писатель выступил против насилия и в защиту свободы слова.1918 - 1919 гг. - Куприн работает в издательстве "Всемирная литература", созданном М. Горьким. После прихода в Гатчину белых войск, редактирует газету "Приневский край" (издававшуюся штабом Юденича).Октябрь 1919 года - Куприн с семьей уезжает сначала в Финляндию, а затем в Париж. В общей сложности Куприн провел в эмиграции 17 лет. В первые годы сотрудничал с русскоязычными изданиями, описывая послеоктябрьские события в России.1920 - 1930-е гг. - Куприн выпускает циклы очерков "Юг благословенный", "Париж домашний"; сборники рассказов "Купол Св. Исаакия Далматского", "Колесо времени", "Елань". В эти же годы выходит роман "Жанетта. Принцесса четырех улиц". Основная тема произведений этого периода - жизнь в России до 1917 года. Тоскуя по родине, Куприн пишет повести и рассказы на темы русской истории ("Тень императора"), русской природы ("Ночная фиалка"). Из-под его пера выходят также сказки и легенды ("Синяя звезда", "Четверо нищих", "Кисмет").1932 год - завершен автобиографический роман "Юнкера".Май 1937 года - Куприн с семьей возвращаются в Россию. Писатель уже смертельно болен - у него рак пищевода. Поводов для возвращения было множество: и ностальгия, и материальные затруднения, и сложности с публикацией произведений в эмигрантской печати. Активная советская пропаганда тоже сделала свое дело.1937 год - в советских газетах печатаются интервью с писателем и его публицистический очерк "Москва родная".25 августа 1938 года - А.И. Куприн умирает. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище.
Прежде всего, стоит упомянуть о внешнем облике андрия, описание которого многократно встречается в авторском тексте: "….он был хорош собою…. ", "…открыл большие глаза свои… ", "…мужественное лицо…….. исполненное силы и непобедимого для жен очарования… ". гоголь представляет нам следующие описания андрия: дюжий молодец с крепким, здоровым лицом, покрытым первым пухом волос. в казачьем убранстве: "…их лица,… , похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности… ", после участия в боевых действиях: "…черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны… " автор передает облик андрия через впечатления о нем других героев повести: встреча в осажденном городе с полячкой: "…поражена видом козака, представшего во все красе и силе юношеского мужества, который, казалось, и в самой неподвижности своих членов уже обличал развязную вольность движений; ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус". даже тарас бульба, разглядывая мертвого сына, отмечает: "…и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! . " младший сын казачьего полковника тараса бульбы, закаленного в боях война, православного христианина, пользующегося глубоким уважением в казачьей среде, детство провел в скромном домике среди деревьев и лугов, где они со старшим братом были окружены безграничной заботой и любовью матери. отца дети видели редко, однако безмерно уважали и боялись. с 12 лет андрий с братом обучались в киевской академии (бурсе) , престижном по тем временам учебном заведении, но в, то, же время, отличавшимся суровыми нравами и обычаями (побои, полуголодная жизнь и пр.) . именно здесь, в бурсе, происходит становление и формирование характера андрия. учится он охотно и без напряжения, имеет задатки лидера, часто "..являлся предводителем довольно опасного предприятия… ", имел изобретательный ум, изворотлив (умел увертываться от наказания) . как и прочие юноши того времени, андрий "..кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. " "потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет". "потребность любви" - главнейшая отличительная черта этого героя повести. отношение его к женщине радикально отличается от общепринятого в то время в среде казаков. андрий воспринимает женщину, как богиню, как объект восхищения и преклонения. замечание н. в. гоголя: "одни только обожатели женщин не могли найти здесь (на запорожской сечи) ничего,… ", предопределяют неверный жизненный путь молодого человека. реалии времени его стать скрытным, т. к. "…в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы". добиться внимания и расположения прекрасной возможно лишь, став воином и героем. подвиг для андрия не самоцель, а лишь средство для достижения цели, коей является любовь прекрасной . юноша полон романтических идей, созерцательности и мечтательности ("… бродил один где-нибудь в уединенном закоулке киева… "). лирический и романтический образ героя раскрывается автором посредство
Андрий – младший сын тараса бульбы. он вместе со своим старшим братом остапом окончил киевскую бурсу, где учился охотно, без напряжения, мечтал о подвигах и сражениях. он был изобретательнее, чем его брат, умел увёртываться от наказания. в отличие от остапа андрий был более привязан к мирной жизни, полной разнообразных наслаждений. с самой ранней юности он начал ощущать «потребность любви» . именно любовь заставляет андрия совершить преступление, перейти на сторону врага. для него воплощением любви становиться прекрасная панночка: «кто сказал, что моя отчизна украина? кто дал мне её в отчизны? отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. отчизна моя – и всё, что ни есть, , , погублю за такую отчизну! » андрий готов был служить паночке до последней капли крови. из - за любви козак предаёт свою отчизну: «а что мне отец, товарищи и отчизна? так если ж так, вот что: нет у меня никого! никого, никого! » . андрий отказался от своей родины, от верности своему народу, от отца и брата. андрий начинает сражаться на стороне врага против своих вчерашних друзей соратников. смерть выступает достойным наказанием для человека, совершившего такое предательство. тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» андрия, который «был и мёртвый прекрасен» . андрий погиб за свою любовь, судьба его была трагична. стап-старший сын тараса бульбы. он вместе с младшим братом окончил киевскую академию. остапу знания давались с трудом, только под угрозой отца остался он в академии. вскоре остап стал одним из лучших в академии. всегда считался хорошим товарищем и его за это единодружно любили. с равными был прямодушен. имел в сердце доброту и был тронут слезами бедной матери. после окончания учёбы остап с братом приехали домой. оба молоды и красивы, отправились с отцом в запорожскую сечь. остап всё время думал о сражениях, мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступать своему прославленному в битвах отцу. в свои 22 года он был поразительно хлоднокровен, всегда трезво мог оценить опасность. остап ни разу не растерялся, не смутился в бою. крепостью дышало тело молодого казака, а рыцарские качества приобрели силу льва. казаки быстро оценили силу, смелость, ловкость, отвагу в бою. даже тарас бульба поговаривал, что со временем из остапа будет добрый полковник. остап остался до конца жизни верен своей отчизне, своему дому. даже в плену, когда его подвергали страшным мукам, он не сказал ни слово, ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. он умер, как верный сын своей родины.