Принято выделять следующие основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.Направления в литературе всегда базируются на известных творческих принципах и определенном художественном методе. Новый художественный метод появляется в литературе исключительно посредством литературного направления. При этом художественный метод обретает историко-социальные черты, присущие данному направлению. Классицизм (XVII – начало XIX века) характеризуется высокой гражданственностью тематики и обращением к античному искусству, как к художественному образцу. Сентиментализм (вторая половина XVIII века) сформировался на базе позднего просвещения и отразил рост демократических настроений. Литература этого времени отличалась интересом к чувствам человека и его душевному состоянию. Романтизм в литературе стал главенствующим художественным методом на рубеже XVIII-XIX веков в Германии. Романтики творили миры исключительных обстоятельств и ярких страстей, включая историзм и народность в главные требования к литературе. Реализм - направление в литературе XIX-XX веков, которое изображало жизнь в образах, максимально приближенных к действительности. К реализму относят творчество Бальзака, Золя, Диккенса, Теккерея, а также русских писателей: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Гончарова, Толстого и других.Модернизм служит названием ряда явлений в искусстве XX века. Это направление характеризуется космополитичностью и обычно изображает одинокого человека, потерянного в урбанистической среде. Постмодернизм, сформировавшийся в 60-70-ые годы XX века, базируется на художественном цитировании, заимствовании сюжета и упрощении языка.
Один из главных героев пьесы - мнимый ревизор Хлестаков, как личность он безлик. На самом деле Хлестаков мелкий чиновник, человек ничтожный, его почти никто не уважал, его даже не уважал собственный слуга. Он был бедный, у него не было денег заплатить за комнату, и за еду. Он стал умолять хозяина покормить его в долг. Но когда ему принесли еду, он стал воображать: что суп простая вода, а котлета на вкус как шайба. Все чиновники не чистые на совесть подумали, что это: образец служебной хитрости, ума и дальновидности, и никто не сомневался, что он ревизор и давали взятки. Он их брал, и брал и жажда наживы растет. В письме Тряпкину истинное лицо Хлестакова открывается чиновникам: легкомысленным, глупым, хвастуном.
Он живет как свободная птица, порхая, не задумываясь о будущем, и не вспоминая о Захочет, поедет куда вздумается, что захочет, то и сделает. Наиболее важное - желание покрасоваться перед дамами, перед чиновниками, перед обычными людьми. Не забывая упомянуть, что он из Петербурга (В Николаевское время это была столица России) . Человек он творческий: во-первых, он артистичен, потому что он быстро вжился в роль ревизора, а во-вторых, набрав взяток, он хочет, заняться литературой. За то время пребывание в этом маленьком городе он вдоволь успел покрасоваться перед дамами, то есть перед женой и дочерью городничего, перед чиновниками, и перед обычными людьми рассказывая им о манерах светско-столичной жизни. Он не знал, что почтмейстер вскроет его письмо. Но он как - то почувствовал, что его разоблачат, и он сбежал.
Герасим несказанно привязывается к Муму. В бес животном глухонемой человек видит друга, настоящего, такого, который никогда не сможет изменить ему. Герасим заботится о щенке и днем, и ночью. Причем «ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей» . Через некоторое время слабый, некрасивый щенок превращается в красивую, породистую собаку. Со времени появления Муму человек и собака стали неразлучны. Она ходила за Герасимом повсюду, какую бы работу он ни выполнял. А он дарил собаке свою заботу и ласку. Герасим был уверен, что Муму никогда не предаст его, как это сделала Татьяна.