немало произведений, отражающих ход , но поэма а. т. твардовского «василий теркин» занимает среди них особое место. писатель со знанием дела описал военные события 1940-х годов, так как сам бывал на фронте. он постарался как можно реалистичнее передать образ рядового солдата, чтобы народ знал своих героев в лицо. ведь именно такие люди как теркин день и ночь стояли на страже границ своей страны и принесли ей победу. образ василия буквально пленил сердца читателей. у него ничем не примечательная внешность, но целая череда достоинств.
основные качества главного героя это мужество, стойкость, находчивость, быстродействие и неиссякаемый оптимизм. в каждой главе автор словно любуется этим героем, показывает его с самых лучших сторон. василий ни при каких обстоятельствах не унывал. он гордо смотрел в лицо смерти, дважды был ранен, но каждый раз находил в себе силы встать, улыбнуться и двигаться дальше. даже на случай самых сложных ситуаций у него была припасена шутка. это человек-праздник, энтузиазму которого можно только позавидовать. при этом он уважительно относится к старшим, любит и ценит товарищей, не гнушается тяжелой работы и умеет ценить хлеб.
в одной из глав мы видим как он, рискуя жизнью, ведет товарищей через переправу. это один из важнейших эпизодов не только в поэме, но и в великой отечественной войне, так как именно в ней изображены самые тяжелые сцены военной реальности. «переправа» - это место, где остались сотни жизни. обыкновенные солдаты совершают прыжок в неизвестность, идут по кромке льда, чтобы преодолеть темную зимнюю реку, вода в которой «даже рыбам холодна». прекрасно изображены детали боевой обстановки, когда приходится прикладывать уйму усилий, труда и напряжение. читая эту глав, мы понимаем, что победа далась нелегко, ценою горьких утрат.
автор пишет: «этой ночи след кровавый в море вынесла волна». но оставшиеся в живых не унывают и не теряют силу духа. в третьей части главы чувствуются мотивы трагизма вперемешку с мотивами веры в победу. перед нами проходят картины фронтового быта: бесконечные морозные ночи, чуткий солдатский сон, гибель сослуживцев. в свой повторяющийся возглас «переправа, переправа…» автор вкладывает весь трагизм войны, стоившей бесчисленных жертв. в свою очередь, он не забывает о своем герое теркине, который несмотря ни на что движется вперед по тонкому льду и ведет за собой друзей.
и, у заберегов корку
ледяную обломав,
он как он, василий теркин,
встал живой, – добрался вплавь.
Магистральным сюжетом» с точки зрения Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого можно назвать отражение в литературе ХХ века борьбы классических и модернистских систем, завершившейся их синтезом, «приведшим к рождению нового творческого метода», который литературоведы и называют постмодернизмом[45].
Мы воспользовались термином «магистральный сюжет» применительно к притчам, ассоциации с которыми находим при чтении «Старшего сына»; таковыми являются притча о блудном сыне, притча о заблудшей овце, притча о пастыре добром и притча о потерянном таланте и др. В перечисленных притчах представлен один архитипический мотив – уход человека из родного дома. С точки зрения богословов, этот мотив объединяет все притчи, осмысляющие взаимоотношения Бога и человека, но каждая из притч посвящена оценке разных этапов этих взаимоотношений. На метафизическом уровне образы отца и сына пьесы А.Вампилова вызывают у нас ассоциации, в первую очередь, с библейскими притчами об отце, среди них – притча о блудном сыне. Называя общие черты пьесы и притчи, следует отметить разделение героев на представителей двух поколений: отцов и сыновей.
Начинаясь как бытовой анекдот, драма «Старший сын» заканчивается как философская притча, при этом известная библейская притча претерпевает определённую трансформацию: блудный «сын» возвращается в дом, из которого никогда не уходил; «блудные» дети Сарафанова возвращаются в дом, из которого так и не ушли.
В пьесе с самого начала отчетливо мотив поиска пути: опоздав на последнюю электричку, студент Бусыгин заблудился в неизвестном ему пригородном районе; собирается с будущим мужем на Сахалин Нина Сарафанова; младший Сарафанов – Васенька «едет в тайгу на стройку» - все герои пьесы в преддверии пути.
Объяснение: