Одним из основных героев комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" является городничий - Антон Антонович Сквозник Дмухановский. Он - главное лицо в уездного города N, градоначальник. Именно в этом городе происходит действие комедии "Ревизор".
В "Замечаниях для господ актёров" Гоголь описывал внешность и характер городничего так: "...уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер... Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов..."
Городничего можно назвать собирательным образом государственной власти России тех лет. Он берет взятки и не скрывает этого, он открыто разворовывает городскую казну, обирает купцов, никогда не пропустит того, "что плывет в руки". Дела в городе обстоят плохо, но, даже когда стало известно о скором приезде ревизора, городничий и не думает что-то сделать для исправления ситуации. Вместо этого он планирует подкупить ревизора или обмануть его, сделав вид, что все в городе хорошо.
Самое заветное желание городничего - пробиться в генералы и переехать жить в столицу. Об этом он мечтает, когда собирается выдать замуж свою дочь за Хлестакова, которого все приняли за того самого ревизора.
Объяснение:
Если сопоставлять «Историю Пугачевского бунта» и «Капитанскую дочку», то несложно заметить существенную разницу, которая определяется разной целью автора. В «Истории Пугачевского бунта» описание напоминает исторический очерк, похожий на документальные записи. Много точных дат, названий географических мест. Детали, которые приводятся в тексте, имеют поясняющий характер, цель их использования — дать наиболее точную и четкую картину происходящего. В «Капитанской дочке» очень сильно отражена позиция автора, чего полностью лишено повествование в первом случае. Авторская позиция проявляется в эпиграфах, которые сопровождают каждую главу. Также она проявляется через образ рассказчика, который по художественному замыслу является очевидцем событий. Это позволяет автору добиться иллюзии достоверности происходящего, читатель верит простому и безыскусному рассказу героя-рассказчика. Мы как бы переносимся в то время, тоже превращаемся в очевидцев событий. Кроме того, в «Капитанской дочке» много второстепенных героев, создающих фон основному повествованию. С этих героев А.С. Пушкин предлагает читателю поразмыслить на самые высокие темы (честь, долг). Образ Пугачева в «Капитанской дочке» глубже. Автор показывает трагизм его положения: он разбойник, но и заложник своего положения (особенно ярко это видно в тот момент, когда он говорит Гриневу о том, что товарищи его воры и продадут его в любой момент). Очень важны реплики рассказчика, в которых также явно проявляется позиция автора, например, Гринев говорит о том, что русский бунт бывает бессмысленный и беспощадный и не дай бог бы видеть его никому. В «Капитанской дочке» есть очень поэтичные вставные элементы, например, сказка об орле и вороне, рассказанная Пугачеву старой калмычкой. Они придают повести поэтичность, глубину, философскую направленность. Эта разница определяется тем, что «Капитанская дочка» — это художественное произведение, задачей которого было показать историческое события через художественные образы, созданные гениальным автором.
Объяснение:
Салтыкова Щедрина написана в форме повествования летописца архивариуса о города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков Щедрин выступает в разных качествах: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции издателя и комментатора архивных материалов. Подойдя к изложению изобретательно, Салтыков Щедрин сумел соединить сюжета и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто, доступно донести до читателей антимонархические идеи в картинах народно быта и повседневных заботах россиян.
Открывает роман глава «Обращение к читателю», стилизованная под старинный слог, которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставлениках». Глава «О корени происхождении глуповцев» написана как пересказ летописи. Начало - подражание «Слову о полку Игореве», перечисление известных историков XIX в., имеющих прямо противоположные взгляды на исторический процесс. Доисторические времена Глупова кажутся нелепыми и нереальными, поступки народов, живших в давние времена, далеки от осознанных деяний. Поэтому то и назывались глуповцы в головотяпами, что и заявляет само по себе об их прирожденной сущности. Говоря о попытках головотяпов, собрав воедино куролесов, гуинедов и прочие племена, устроиться внутри и добиться какого нибудь порядка, писатель приводит множество небылиц: «Волгу толокнам замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали» и т. д.
Так же, как и их поступки, нелепо желание головотяпов заполучить себе князя. Если в народных сказках герои отправляются на поиски счастья, то этим племенам нужен правитель, чтобы и «солдат наделал, и острог, как следовает, выстроил». Продолжая иронизировать над головотяпами, Салтыков Щедрин опять прибегает к фольклорным традициям: лексическим повторам, пословицам: «Искали, искали они князи и чуть чуть в трех соснах не заблудилися, да случился тут пешехомец слепород, который эти три сосны как свои пять пальцев знал».
В духе народных сказок ходят «добры молодцы» в поисках князя три года и три дня и находят только с третьей попытки, пройдя «ельничком да беруничком, потом чащей дремучею, потом переносочком». Все эти фольклорные традиции, сочетающиеся с сатирой, создают неповторимый стиль произведения автору подчеркнуть абсурдность, бессмысленность глуповской жизни. Но даже в этой главе М. Е. Салтыков Щедрин находит возможность глупый народ, добровольно посадивший себе на шею князя. Он приводит полных два куплета знаменитый народной песни «Не шуми, мати зелена дубравушка», сопровождая ее грустными комментариями: «Чем долее лилась песня, тем ниже понуривались головы головотяпов».