Чудесное издание рассказа Куприна очень порадовало меня, сразу вспомнила, как мне, совсем маленькой, читала его моя мама, а после я читала его своей маленькой дочери. Я думаю, рассказ можно читать детям лет с четырех, он приучает к хорошей литературе. Очень приятно, что иллюстрации те же самые - Дугина. Художнику удалось не только точно отразить время и место, где происходят события, но и передать эмоциональный колорит рассказа. Несмотря на легкую грусть, произведение очень светлое, и это настроение передается иллюстрациями, как бы подсвеченными южным солнцем. Ощущается неспешный ритм жизни прибрежного города, красота природы, даже привкус моря. У меня лично этот рассказ никогда не вызывал слез и ощущения безысходности, наоборот, мне нравилось, что мальчик не бросает на произвол судьбы похищенную собаку, у него хватает сил и смелости вызволить верного друга из беды. Собака также не является пассивным персонажем, недаром рассказ назван в ее честь. Да, у героев нелегкая, полная лишений жизнь, но их искренняя преданность друг другу им преодолевать все трудности. Этот рассказ гораздо позитивнее, чем многие другие классические "собачьи" рассказы, "Муму", например, или "Булька" - вот где я немало слез в детстве пролила! - или чеховская "Каштанка". Белый пудель Арто не просто любим хозяевами, нужен и дорог им, а существует с ними на равных и их судьбы связаны неразрывно.
Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как “Размышления у парадного подъезда”. Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Причем веришь художнику без всяких сомнений — он доказывал свою правоту неоднократно. Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям.. .
Привычка к рабскому низкопоклонству “свободных граждан” почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие. Записав свое имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь - в том их призванье!
Поэт дает волю сатире, он презирает этих “холопов души” и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая низкопоклонство как должное, как “выражение уважения” к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму. Этот человек — владелец чужих судеб, именно от него зависит, какой посетитель выйдет напевая, а кто в слезах. Простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до “высокой” особы, ведь вельможа “не любит оборванной черни”, очевидно, оскорбляющей его “эстетическое чувство”. Но больше всего поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее. И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: ”суди его Бог! ", Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами.. .
Покорность и всепрощение недопустимы. Некрасов возмущен долготерпением народа. Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но.. . “счастливые глухи к добру”. Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину. Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, - как дитя, Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением).. .
Ибо все в этом мире поклоняются золотому тельцу, нет никаких родственных чувств, а лишь видимость их. Но все же важнее для поэта мысль о судьбе народа, поэтому он опять возвращается к вечной теме покорности и задает вопрос, на который нет ответа.
Что же значит твой сон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?. .
Это уже не просто заступничество за народ, а призыв к бунту, воззвание патриота, не имеющего сил молчать, видя несправедливость власти и бессловесную покорность народа, не умеющего, а может, и не желающего подняться на собственную защиту.
Однажды меня обидела мама. Она отказалась провести со мной свободное время. Сначала у нее были дела. Потом она сказала, что очень устала. Я обиделся, а мама прилегла отдохнуть. Я долго дулся на нее. Потом мне стало жалко маму. Ведь она так заботится о нас. Я простил ее, потому что на маму нельзя обижаться. Пускай она отдохнет, а в другой раз мы с ней куда-нибудь выберемся. Я думаю, что я поступил верно. Когда мама отдохнула, я обнял ее и предложил свою У меня есть друг. Его зовут Лев. Мы с ним неразлучные друзья. Но вот однажды я на Льва обиделся. Я пригласил его гулять, а когда зашел за ним, то узнал, что Лев уже ушел. "Почему же он не предупредил? И с кем он?" - удивился я. ответа не было, а сердце сжимала обида. Я пошел домой, но было скучно и все валилось из рук. Вечером мама заметила, что я грустный и распросила меня обо всем. Она сказала, чтобы я не обижался на друга, а лучше узнал причину. Моя ревность ко Льву была ей смешна. "Ведь нельзя же его не отпускать от себя. И должна же быть у него какая-то своя личная жизнь?"-спросила мама. Я задумался. Я много думал и простил своего друга. А утром я узнал, что к семье Льва приехали в гости родственники. Они были из далекого города и Лев показывал им наш город. Он просто не мог отказаться. Из этого случая я сделал для себя выводы. Теперь я всегда думаю прежде, чем поступить опрометчиво, ведь дружба - дороже всего!