Анализ рассказа В.Набокова «Рождество» Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку леглирайскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…». Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственнымутешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью». Систему персонажей можно представить в следующем виде: Девушка из дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ <= БАБОЧКА -Иван Основополагающий принцип этой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти. Слепцов – главный герой произведения. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоит сделать выбор. Сын –отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно сказать, что он стоит между двух огней. Фабула данного произведения напоминает фабулу «Легкого дыхания» Бунина. Повествование начинается с «конца», т.е. сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен, но лишь потом узнаем о причине его переживаний (лишь во второй главе), в третьей главе узнаем о переживаниях сына, а в четвертой главе снова возвращаемся к переживаниям отца. Но в«Легком дыхании» такая фабула необходима для того, чтобы ощутить это легкое дыхание. В данном произведении, если поменять события местами, то будет описана не жизнь Слепцова, а жизнь самого мальчика, его смерть и реакция отца. Нам же, благодаря такой фабуле, удается увидеть лишь реакцию отца, которая, безусловно, является главным элементом в тексте. Обычная фабула => жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд вПредыдущая
Павлуня — главный герой рассказа «Скворцы». Несколько лет назад, когда у мальчика заболели ноги, местный фельдшер посоветовал родителям отвезти его в областную больницу. Но вот уже который год Павлуня проводит в постели, а родители все надеются накопить денег на его лечение.У больного мальчика из бедной семьи только два развлечения — букварь и окно. Букварь он перечитал уже несколько раз. А в окно зимой, казалось, и смотреть не на что, тем более, что оно выходит не на улицу, а в огород. Но так покажется любому, только не Павлуне! Мальчика развеселить даже сорвавшаяся с крыши сосулька. Он замечает самые незначительные изменения в природе, радуется им. Привыкший к ровному белому, точно покрывало, снегу, который укрыл все грядки на огороде, взгляд Павлуни тут же замечает, что «в одном месте на грядках снег стаял, и от этого там зачернела земля… Через день проталина на грядках стала еще больше, темные места на речке слились в одно место…».Непередаваемое наслаждение для мальчика — смотреть, как папа делает скворечник, а потом устанавливает его в огороде. Теперь Павлуня сможет наблюдать за скворцами.Прилет птиц стал для мальчика настоящим праздником. Теперь он только тем и занимался, что следил за скворцами, угадывал их действия. «Теперь летал больше один скворец. Слетает на лужок, сядет на черемуховую ветку или на крышу скворечника и давай что есть мочи трепыхать крыльями. Потом утихомирится, поведет носом и пустит такую свистулку, что залюбуешься…»Самой настоящей трагедией для Павлуни стало падение скворечника и гибель птичьих яиц. Поступок мальчика, рискующего ради птенцов своим здоровьем, вызывает слезы. И хочется, чтобы к этому доброму, славному мальчику с больными ногами и чистой нежной душой кто-нибудь проявил такое же участие, как он сам к птицам, и Павлуне вылечиться.
Как написано могуче! Князь Курбский смывается, предаёт царя. Но ему этого мало! Он посылает стремянного Василия (самая близкая, хоть не совсем точная аналогия — оруженосец), чтобы уязвить царя (царь — жуткая сволочь и садист, Курбский ничуть не лучше) с письмом! Где кроет царя почём свет стоит! В письме-то! Оба (и князь Курбский, и Василий) знают: гонца с таким письмом убьют. Вот Василий приезжает, читает похабное (с точки зрения царя) письмо. Тут его и убивают. Жестоко. А он славит своего "Господина" — мерзавца и предателя Курбского! — и садиста Ивана IV "Грозного". Алексею Константиновичу Толстому ЭТО нравится. Мне — нет. Но, бог мой, как волшебно написано!