Название этого направления в русском языке обозначает - образцовый. Существовал в европейской литературе и искусстве с 17 по начало 19 века. Особенности классицизма: В основу эстетики положены принципы рационализма - разум . Художественное произведение рассматривается с этой точки зрения как создание искусственное – сотворенное сознательно, разумно организованное, логически выстроенное. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие средние и низкие. Такую классификацию в русском классицизме дал М. Ломоносов. К высокому жанру он относил трагедию, оду, эпопею. В них описывалась общественная жизнь, исторические события, мифология. Герои, которые описывались в высоком жанре должна обязательно были быть богами, царями, полководцы. К среднему жанру относились повести, летописи, жития. Героями в этом стиле могли быть и высокопоставленные люди и простые. К низкому жанру относили комедии, басни, сатиры. Героями в них были простые люди. Каждый жанр имеет четкие границы и четкие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического обыденного. Главным жанром, конечно, был трагедия. классицистическая литература утвердила принцип « единства места, времени и времени» . Это означало, что действие должно происходить в одном месте и в одно время. Время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля ( время, о котором повествует пьеса, должно быть ограничено одним днем) . Единство времени подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна интрига, и не должно быть никаких побочных действий. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт. Это вытекает из того, что они должны запечатлевать устойчивые, родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких – либо социальных или духовных сил. Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к идеальному эталону, продвижение на этой почве принципа «подражание природе» , который подразумевает строгое соблюдение правил, взятых из античной эстетики. Общественно – воспитательная функция искусства – воспитание гармоничной личности. Классицизм зародился и развивался во Франции: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. – Б. Мольер. Пришел к упадку в 17 веке и возродился в эпоху просвещения – Вольтер, М. Шенье. После великой французской революции рушатся рационалистические идеи и классицизм приходит в упадок и главным стилем европейского искусства становится романтизм. Классицизм в России Русский зародился во второй четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы – А. Д. Кантемир, В. К. . В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив свою национальную самобытность. Особенности русского классицизма: - преобладание национально – исторической тематики над античной: трагедии Сумарокова; - сатирическая направленность. Главным образом писались сатиры, басни, комедии, направленные на конкретные события русской жизни; - обще – патриотический пафос русского классицизма. В конце 18 первой половине 19 века классицизм испытал влияние синтементалистских и предромантических идей: поэзия Державина.
1. кто-то начал в огороде ходить 2.Кобылица дарит Ивану конька-горбунка 3.Иван и конёк находят перо жар-птицы 4.Иван продаёт коней, даренных кобылицей (кроме этого конька) 5. Слуга царя крадёт перо у Ивана 6. Царь заставляет Ивана принести жар-птицу 7. Птица горит очень ярко 8. Царь приказывает привести ему царевну 9. Царевна не соглашается выходить замуж за царя без его перстня 10. Рыба кит 11. Кит отпускает корабли и освобождается от острова на его спине 12. Кит дает Ивану перстень 13. Царевна просит царя искупаться в трёх котлах 14. Царь заставляет Ивана прыгать в котлы 15. Иван стал красивым 16. Царь прыгнул в котлы и сварился. 17. Свадьба царевны и Ивана.