1) устанавливать причинно-следственную связь между событиями в рассказе;
2)формировать умение самостоятельно работать с текстом художественного произведения;
3) формировать умение находить в тексте изобразительные средства и определять их роль в произведении;
4) развивать логическое мышление, интерес к чтению;
5) воспитывать нравственные качества.
Оборудование: подвижные карточки (понятия и их определения);
листы с заданиями для каждого ученика.
№ п/пэтапаурокаХод урокаЭлементы деятельности по формированию УУД1.Организационный момент.Регулятивные:целеполагание,прогнозирование2.Повторение изученного.1) Расположите карточки парами (на доске): эпитет – сравнение – метафора – (определение понятия) олицетворение –2) Что было дорого в жизни Платонову?3)Почему именно человек труда стал главным героем произведений Платонова?4)Проверка задания с карточками. Сегодня на уроке нам эти понятия понадобятся.5)Дома вы перечитали рассказ А.Платонова «Песчаная учительница». Вспомните, куда назначили учительницей Марию Никифоровну.- Найдите в тексте описание пустыни.Прочитаем вслух (читает ученик).Личностные:формирование человеколюбия,уважения к труду;познавательные:выполнение универсальных логических действий (классификация, анализ), смысловое чтение, отбор нужной информации;регулятивные: контроль, коррекция;коммуникативные:развитие устной речи, умение слушать и вступать в диалог.3.Сейчас мы выполним лабораторную работу и выясним, как в рассказе показано противоборство людей и пустыни, какие художественные средства использует писатель, чтобы сделать эту картину яркой и впечатляющей. (У каждого ученика – лист с заданиями.)Задание 1.Найдите в главе 2 яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.В первый «бархан» запишите эпитеты.Во второй – сравнения.В третий – метафоры, олицетворения. Прочитаем, что у нас получилось.-Автор называет пустыню «мёртвой». Подтверждают ли наши находки авторское определение?- Как же здесь живут люди? Выполним задание 2. Задание2 (работа в группах).-Каким увидела Хошутово Мария Никифоровна? Запишите в прямоугольник слова и выражения, рисующие облик села.-Как природа действует на человека? Запишите справа.Проверка.Беседа по тексту.-Почему жители Хошутова относились к школе равнодушно?-Почему дети теряли интерес к учению?-Вспомните, какую ситуацию мы называем ситуацией нравственного выбора героя?-Оказалась ли в этой ситуации Мария Никифоровна?-Как могла поступить Мария Никифоровна в этой обстановке? Какое решение она приняла?-Как изменились облик села, жизнь крестьян, их отношение к школе и друг к другу через 2 года? Продолжим лабораторную работу.Задание 3 (самостоятельная работа).Что дала шелюга жителям? Запишите на «ветках».Как теперь живут здесь люди? Запишите справа.Самопроверка (ответы на обратной стороне доски).Учитель. Я тоже посмотрю ваши работы и поставлю оценки.Личностные:формирование черт характера (коллективизма, самостоятельности);оценивание результатов собственной деятельности;регулятивные:осуществление действий по реализации плана;контроль, оценка, коррекция;познавательные:поиск и выделение необходимой информации; умение работать с текстом; установка причинно-следственных связей;построение логической цепочки рассуждений; знаково-символические действия;коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, критично относиться к собственному мнению; учёт позиции других людей, участие в коллективном обсуждении проблем, оценка последствий коллективных решений.4.Вывод (проверка понимания нового материала). Итак, благодаря чему произошли изменения в жизни села Хошутова? (1 запись: труд, преодоление обстоятельств)(На доске: 1)Жизнь 2) 3) )-Могла ли Мария Никифоровна одна преодолеть обстоятельства (трудности)? (2 запись: взаимо Итак, жизнь в селе наладилась, «зауютили» неприветливые усадьбы. Марии Никифоровне предложили ехать в Сафуту. Зачем?-Перед каким жизненным выбором встала Мария Никифоровна, получив это предложение?-Как называется эта ситуация?-Согласны ли вы с тем, что жизнь Марии Никифоровны будет похоронена в песчаной пустыне?Можно ли назвать героиню счастливым человеком?(3 запись отдавать, дарить, любить)На доске «вырисовывается» запись полностью:труд, преодоление обстоятельствЖизнь взаимо отдавать, дарить, любить (труд души)-Надеюсь, теперь вам более понятны станут слова Платонова, что люди «родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать её обратно правде, земле, народу».
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин — один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин.
Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.
Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться.
«Алые паруса» Грина — символ мечты, ставшей реальностью. Мечта Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить», как учил ее отец, умела «ждать вопреки всему». И она смогла сохранить свою веру в прекрасное, живя среди людей, которые «не умели рассказывать сказки и петь песни». Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которой так не хватало в Каперне.
Белый парусник под алыми парусами — символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.
«Алые паруса» Грина — это еще утверждение верного достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грэй, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, сделавший когда-то игрушечную яхту с алыми парусами, которая принесла счастье его дочери.
По первоначальному замыслу А. С. Грина действие должно было происходить во время революции в холодном и голодном Петрограде. И назвал он свою повесть « Красные паруса »: ведь красный цвет — традиционный символ революции. Но позже явь и фантазия поменялись местами, действие перенеслось в придуманную Каперну (название, созвучное с новозаветным Капернаумом) , символизирующую людскую пустоту, глупость и бездуховность. Автор придумал порты и моря и вложил новый смысл в свое произведение. Теперь оно называлось «Алые паруса» , писатель исключил из него политическое значение красного цвета. Вместо этого появился алый — «цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен» . Как видим, любимый цвет А. Грина был выбран им не случайно: «К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада» . Само название повести «Алые паруса» , таким образом, стало глубоко символичным. Первое, что мы представляем себе, услышав его, это приближение, возвещение чего-то радостного, волшебного, прекрасного. Мы начинаем твердо верить в это волшебство, в это неизбежное счастье. И сюжет произведения с каждой страницей все больше и больше убеждает нас в истинности этой веры. Мы видим, что все сказочное, высокое, прекрасное, светлое, все то, что кажется иногда несбыточным, «по существу так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка» . Осознав это, сам Грин написал: «Я понял одну истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками. . .» Украсив действительность своими фантазиями, приблизив ее к сказке, автор, тем не менее, оставил ее необычайно реальной, призывая тем самым читателей неизменно верить в алые паруса. И читатели верили: алые паруса стали символом, гимном поколения 60-70-х годов XX столетия. В дальних плаваниях, у лесных костров, в палатках геологов, в студенческих отрядах слагали и пели песни со знакомыми именами и названиями городов. Верят и сегодняшние читатели, потому что, познакомившись с этим произведением и его героями, невозможно не проникнуться светлыми и добрыми надеждами. Таким образом, создав свою повесть и дав ей такое яркое название, Александр Грин создал неумирающий символ, который живет в сознании людей и, вероятно, будет продолжать жить еще много веков. Потому что, как бы ни менялся мир, так уж устроены люди, что они должны верить в мечту — светлую, чистую, прекрасную, — верить в то, что, какими бы нереальными ни казались их желания, они непременно исполнятся. «Вы пишете так, что все видно» , — сказал М. Слонимский, которому А. С. Грин первому прочитал свою повесть. И действительно, в произведении все так явно и реально, что мы видим, чувствуем, ощущаем все, что происходит с его героиней. Наверное поэтому каждая девушка ждет своего прекрасного принца, который непременно приплывет за ней на корабле с алыми парусами. И на этом корабле приплывет к ней ее настоящее счастье. Конечно, и корабль, и паруса, и принц — образные символы. Возможно, прекрасный принц ходит по улице рядом с нами — важно только, чтобы мы его встретили, чтобы он нас увидел. И полюбил. И захотел, подобно Грею, исполнить нашу мечту.
ели:
1) устанавливать причинно-следственную связь между событиями в рассказе;
2)формировать умение самостоятельно работать с текстом художественного произведения;
3) формировать умение находить в тексте изобразительные средства и определять их роль в произведении;
4) развивать логическое мышление, интерес к чтению;
5) воспитывать нравственные качества.
Оборудование: подвижные карточки (понятия и их определения);
листы с заданиями для каждого ученика.
№ п/пэтапаурокаХод урокаЭлементы деятельности по формированию УУД1.Организационный момент.Регулятивные:целеполагание,прогнозирование2.Повторение изученного.1) Расположите карточки парами (на доске): эпитет – сравнение – метафора – (определение понятия) олицетворение –2) Что было дорого в жизни Платонову?3)Почему именно человек труда стал главным героем произведений Платонова?4)Проверка задания с карточками. Сегодня на уроке нам эти понятия понадобятся.5)Дома вы перечитали рассказ А.Платонова «Песчаная учительница». Вспомните, куда назначили учительницей Марию Никифоровну.- Найдите в тексте описание пустыни.Прочитаем вслух (читает ученик).Личностные:формирование человеколюбия,уважения к труду;познавательные:выполнение универсальных логических действий (классификация, анализ), смысловое чтение, отбор нужной информации;регулятивные: контроль, коррекция;коммуникативные:развитие устной речи, умение слушать и вступать в диалог.3.Сейчас мы выполним лабораторную работу и выясним, как в рассказе показано противоборство людей и пустыни, какие художественные средства использует писатель, чтобы сделать эту картину яркой и впечатляющей. (У каждого ученика – лист с заданиями.)Задание 1.Найдите в главе 2 яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.В первый «бархан» запишите эпитеты.Во второй – сравнения.В третий – метафоры, олицетворения. Прочитаем, что у нас получилось.-Автор называет пустыню «мёртвой». Подтверждают ли наши находки авторское определение?- Как же здесь живут люди? Выполним задание 2. Задание2 (работа в группах).-Каким увидела Хошутово Мария Никифоровна? Запишите в прямоугольник слова и выражения, рисующие облик села.-Как природа действует на человека? Запишите справа.Проверка.Беседа по тексту.-Почему жители Хошутова относились к школе равнодушно?-Почему дети теряли интерес к учению?-Вспомните, какую ситуацию мы называем ситуацией нравственного выбора героя?-Оказалась ли в этой ситуации Мария Никифоровна?-Как могла поступить Мария Никифоровна в этой обстановке? Какое решение она приняла?-Как изменились облик села, жизнь крестьян, их отношение к школе и друг к другу через 2 года? Продолжим лабораторную работу.Задание 3 (самостоятельная работа).Что дала шелюга жителям? Запишите на «ветках».Как теперь живут здесь люди? Запишите справа.Самопроверка (ответы на обратной стороне доски).Учитель. Я тоже посмотрю ваши работы и поставлю оценки.Личностные:формирование черт характера (коллективизма, самостоятельности);оценивание результатов собственной деятельности;регулятивные:осуществление действий по реализации плана;контроль, оценка, коррекция;познавательные:поиск и выделение необходимой информации; умение работать с текстом; установка причинно-следственных связей;построение логической цепочки рассуждений; знаково-символические действия;коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, критично относиться к собственному мнению; учёт позиции других людей, участие в коллективном обсуждении проблем, оценка последствий коллективных решений.4.Вывод (проверка понимания нового материала). Итак, благодаря чему произошли изменения в жизни села Хошутова? (1 запись: труд, преодоление обстоятельств)(На доске: 1)Жизнь 2) 3) )-Могла ли Мария Никифоровна одна преодолеть обстоятельства (трудности)? (2 запись: взаимо Итак, жизнь в селе наладилась, «зауютили» неприветливые усадьбы. Марии Никифоровне предложили ехать в Сафуту. Зачем?-Перед каким жизненным выбором встала Мария Никифоровна, получив это предложение?-Как называется эта ситуация?-Согласны ли вы с тем, что жизнь Марии Никифоровны будет похоронена в песчаной пустыне?Можно ли назвать героиню счастливым человеком?(3 запись отдавать, дарить, любить)На доске «вырисовывается» запись полностью:труд, преодоление обстоятельствЖизнь взаимо отдавать, дарить, любить (труд души)-Надеюсь, теперь вам более понятны станут слова Платонова, что люди «родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать её обратно правде, земле, народу».