В русском театре конца ХIХ—начала XX в. наряду с упадком реакционного искусства происходит мощный подъем демократического направления, связанный с нарастанием революционного движения.
Царское правительство, стараясь изолировать театр от передовой общественной мысли, поощряло заполнение репертуара императорских театров «модными» буржуазными пьесами и ремесленнической драматургией. Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге в сущности лишь высокое мастерство актеров. Лучшие из них, обогащая традиции старшего поколения, вносили в театральное искусство новые прогрессивные черты.
Революционное звучание приобретает героико-романтическое творчество великой русской актрисы М. Н. Ермоловой. Тесную связь с общественными настроениями сохраняет проникновенное искусство других корифеев Малого театра — Г. Н. Федотовой, А. П. Ленского, М.П. и О.О. Садовских, А. И. Южина, а также выдающихся актеров Александринского театра — В. Н. Давыдова, М. Г. Савиной, К. А. Варламова и др.
Неудовлетворенность направлением и деятельностью казенной сцены, желание очистить от рутины и обновить театральное искусство вызвали к жизни Московский Художественный театр, созданный в 1898 г. К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Рожденный в бурный период кануна первой русской революции, этот театр быстро завоевал любовь демократических кругов. Его основатели, творчески применяя свои эстетические и этические идеи, вводили в актерское искусство, в режиссуру и постановочное мастерство новаторские принципы углубленно-психологического раскрытия образа, сценического ансамбля, идейно-художественной целостности спектакля.
Сразу после отъезда из города Хлестаков будет рассказывать о своем пребывании в городе Эн разве что своему приятелю Тряпичкину (которому он письмо писал), собутыльникам да сосуживцам в конторе. Хлестаков пока в Петербурге живет.
Возможно, когда Хлестаков постареет, выйдет в отставку и осядет в имении (и оно до этого момента не уйдет с молотка за долги), то у него появятся соседи-помещики. Он будет их приглашать в гости "на рюмку чая" и рассказывать эту историю, например, так:
"Много лет тому назад, когда я был молод, глуп и легкомыслен, случилось мне как-то раз застрять в трактире одного уездного городишки совершенно без копейки. Проирался в карты, да. И вот, представляете господа, меня приглашает в гости городничий. И как-то так получается, что мне почему-то все угодить хотят, кормят-поят, деньги дают, словно я генерал какой-то. Я даже не сразу понял, что меня приняли за важную особу. Они, как потом оказалось, ревизора ждали. Ну, я чудесно провел там время и уехал - довольный и при деньгах. Вот такая история со мной тогда приключилась, господа".
ыфвыфвфывфы