Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.
Поэт говорит, что в голоде виноват существующий строй. Голод убивает людей.
Многие—в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Некрасов в этих строках противопоставляет жизнь и борьбу — бесплодным дебрям и гробу, то есть смерти. С антитезы выражается мысль о том, какой тяжёлый труд, какое напряжение всех сил требуется для создания, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтобы вдохнуть жизнь в бесплодные дебри. Автор сочувствует народному страданию. Писатель создаёт фантастическую картину, рисует «толпу мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мёрзли и мокли, болели цингой.
Слова «божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог всё равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится. Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы к ним относились, как к братьям, уважали их труд. Некрасов обращается к Ване: «Это всё братья твои—мужики». Привычка к труду, народное терпенье и выносливость—качества, которые позволяют
верить в лучшее будущее народа.
Не видит созидательной силы в народе, из его уст вылетает злобная брань:
-Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать—разрушать мастера,
Варвары, дикое скопище пьяниц!..
Авторское отношение к изображаемому противоположное. Рассказчик хочет донести до слушателей, что именно простой народ создаёт богатства, которыми гордятся поколения. Именно народ создаёт богатейшую культуру.
Несмотря на то, что стихотворение написано о оно нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться её исправить.
Его широкий, короноподобный ( эпитет ) гребень, большие, до самого зоба бурды и не покрытые перьями щеки были белы от инея.
Он был такой красивый и смелый. На шее - огненное ожерелье ( метафора) , спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные (эпитет) иссяня-черные перья. Держался он гордо, выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью ( метафора) , высоко, будто на параде 9 сравнение) , приподнимая лапы, увенчанные (эпитет ) загнутыми кверху острыми шпорами, и был храбр, как истинный гвардеец ( сравнение) .
При этом он зонтиком ( сравнение) растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову, а его длинный хвост волочился по земле, как плащ (сравнение).
Объяснение: