Особенности поэмы «Мцыри» Лермонтова в том, что эта поэма романтическая и, следовательно, имеет ряд характерных для этого жанра черт. Это остросюжетность, изображение на переднем плане нестандартного героя и его столкновения с окружающим миром, острота переживаний. Все эти черты мы можем найти в «Мцыри», да и сам его сюжет – совершенный героем побег на свободу, уже является типическим для романтизма. Однако в это же время здесь заметно привнесенное Лермонтовым новое: если в традиционных романтических поэмах герой стремится убежать от общества, то здесь все происходит наоборот. Побег Мцыри – это, по сути, побег к людям, возвращение к родному дому, которого он лишен.
Тема побега является одной из излюбленных в творчестве поэта («Боярин Орша», «Исповедь»), однако именно в «Мцыри» она раскрывается во всей своей полноте.
Еще одной нестандартной чертой поэмы является практически полное отсутствие в ней любовной линии, на которой в романтических произведениях зачастую строится сюжет. Поскольку «Мцыри» относится к жанру романтической поэмы, то читатель ждет истории его любви. Но центр повествования смещается к другим событиям (гроза, битва с барсом). А девушка-грузинка, которую Мцыри видит всего раз, обозначена вскользь и намеком. Итак, Лермонтов пишет романтическую поэму без любовной коллизии.
Напоследок рассмотрим прием, использованный поэтом для большего раскрытия внутреннего мира героя. Для этого Лермонтов выбирает жанр не просто поэмы, а поэмы-исповеди. Жанр этот, привычный для романтической литературы, также приобретает новые черты. Исповедальность героя сливается с исповедальностью самого автора. Мцыри, отдавший свою жизнь за призрак свободы, куда ближе Лермонтову, чем его собственное осторожно-равнодушное окружение. Огонь, сжигающий героя, мучает и автора, благодаря этому поэма и получается такой искренней.
Поэтому определить жанр произведения Лермонтова «Мцыри» можно как романтическая поэма-исповедь. Часть черт в ней при этом будет классических, узнаваемых, часть же – новых, привнесенных автором. Именно благодаря этому контрасту создается индивидуально-авторское, по-настоящему гениальное произведение.
1. Тема - стихи, что это есть такое. Стихотворение об их природе, о том, что в них изливается сердце человека (за что потом бывает стыдно), причем без разницы чье - царя или вора.
2. Вроде бы 3 части:
1я) Что есть стих?
Каждый стих — дитя любви,
Нищий незаконнорожденный.
Первенец — у колеи
На поклон ветрам — положенный.2я) О том, что они представляют для автораСердцу — ад и алтарь,
Сердцу — рай и позор.3я) Неважность авторства, стихи возникают сами по себе в сердце человека, кто бы он ни был.Кто — отец? Может — царь,
Может — царь, может — вор.3. Сравнения-метафоры:дитя любви, Нищий незаконнорожденный.Метафоры: Первенец — у колеи
На поклон ветрам — положенный.
Сердцу — ад и алтарь,
Сердцу — рай и позор.
Вопросно-ответная форма изложения
Царь и вор - контекстные антонимы.