в рассказах Чехова завершилась и тема «маленького человека» - тема Гоголя и Достоевского, поднявших «малость» и унижение до трагедийных высот. Чехову принадлежат удивительные слова о человеке, в котором «все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли», и люди в его глазах, вероятно, вообще не могли быть «маленькими».
Быть может, весь секрет заключается в том, что Чехов изображал и обобщал маленькое в людях.
Среди ранних рассказов Чехова выделяются те, где смешное не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и содрогнуться. В рассказе «Смерть чиновника» маленький человек, чиновник Червяков, случайно чихнул в театре на лысину генерала. Червяков извинился, но успокоиться не смог. Его обуял животный страх. Он пытается снова и снова принести генералу извинения, чем вызывает раздражение статского генерала. Червяков с испугу умирает, не сумев обуздать страх: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и ... помер». У этого смешного рассказа очень грустный подтекст. В облике Червякова слышна авторская критика рабской психологии человека.
Той же самой теме посвящен рассказ «Толстый и тонкий». Встреча двух старых школьных приятелей перерастает в комическую сцену. Когда «тонкий» узнал, что его друг уже тайный советник, он вдруг «съежился, сгорбился, сузился...». Его чемодан, узлы и картонки «съежились Чинопочитание, подхалимство «тонкого» вызывает тошноту не только у «толстого», но и у самого автора, выставившего это уродливое явление на суд читателей.
Писатель вскрывает все негативные стороны жизни, характерные для общества того периода! Можно упомянуть рассказы «Маска», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», каждый из которых высмеивает различные проявления «пошлости жизни».
в рассказах Чехова завершилась и тема «маленького человека» - тема Гоголя и Достоевского, поднявших «малость» и унижение до трагедийных высот. Чехову принадлежат удивительные слова о человеке, в котором «все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли», и люди в его глазах, вероятно, вообще не могли быть «маленькими».
Быть может, весь секрет заключается в том, что Чехов изображал и обобщал маленькое в людях.
Среди ранних рассказов Чехова выделяются те, где смешное не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и содрогнуться. В рассказе «Смерть чиновника» маленький человек, чиновник Червяков, случайно чихнул в театре на лысину генерала. Червяков извинился, но успокоиться не смог. Его обуял животный страх. Он пытается снова и снова принести генералу извинения, чем вызывает раздражение статского генерала. Червяков с испугу умирает, не сумев обуздать страх: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и ... помер». У этого смешного рассказа очень грустный подтекст. В облике Червякова слышна авторская критика рабской психологии человека.
Той же самой теме посвящен рассказ «Толстый и тонкий». Встреча двух старых школьных приятелей перерастает в комическую сцену. Когда «тонкий» узнал, что его друг уже тайный советник, он вдруг «съежился, сгорбился, сузился...». Его чемодан, узлы и картонки «съежились Чинопочитание, подхалимство «тонкого» вызывает тошноту не только у «толстого», но и у самого автора, выставившего это уродливое явление на суд читателей.
Писатель вскрывает все негативные стороны жизни, характерные для общества того периода! Можно упомянуть рассказы «Маска», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», каждый из которых высмеивает различные проявления «пошлости жизни».
2. С кем встречается Иванов в ожидании поезда?
3. Почему Иванов решил сделать остановку в городе?
4. На какой день приехал отставной офицер домой?
5. Чего боялась Любовь Васильевна?
6. О чем расспрашивает Иванов жену?
7. Что мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения?
8. Кто первым заговорил о Семёне Евсеевиче?
9. Почему женщине приходится оправдываться перед мужем?
10. Почему Иванов решил уехать?
11. Почему мужчина решил сойти с поезда?