Василий Семенович Гроссман Собака
1
Ее детство было бесприютным и голодным, но детство самая счастливая пора жизни.
Особенно хороша была первая весна, майские дни за городом. Запах земли и молодой травы наполнял душу счастьем. Ощущение радости было пронзительным, прямо-таки невыносимым, ей иногда даже есть не хотелось от счастья. В голове и глазах весь день стоял зеленый теплый туман. Она припадала на передние лапы перед цветком одуванчика и отрывисто лаяла сердитым и счастливым детским голосом, приглашая цветок участвовать в беготне, сердясь, насмехаясь, удивляясь неподвижности его зеленой толстой ножки.
Потом, вдруг, она исступленно начинала рыть яму, и комья земли вылетали у нее из-под животика, ее пегие, черно-розовые ладошки и пальчики становились горячими, их обжигала каменистая земля. Мордочка ее при этом делалась озабоченной, словно она рыла себе убежище для жизни, а не играла в игру.
Она была упитанной, с розовым пузом, с толстыми лапами, хотя ела она и в эту добрую пору мало. Казалось, она толстела от счастья, от радости быть живой.
А потом уж не стало легких детских дней. Мир наполнился октябрем и ноябрем, враждой и равнодушием, ледяным дождем, смешанным со снегом, грязью, осклизлыми, отвратительными объедками, они и голодной собаке казались тошными.
Но случалось и в ее бездомной жизни хорошее — жалостливый человеческий взгляд, ночевка возле горячей трубы, сахарная кость. Была в ее собачьей жизни и страсть, и собачья любовь, был свет материнства.
Она была безродной дворнягой, маленькой, кривоногой. Но она успешно преодолевала вражью силу, потому что любила жизнь и была очень умна. Лобастая дворняжка знала, откуда крадется беда, она знала, что смерть не шумит, не замахивается, не швыряет камней, не топает сапогами, а протягивает кусок хлеба и приближается вкрадчиво улыбаясь, держа за спиной мешковую сетку.
Она знала убойную силу грузовых и легковых машин, они точно знала различие их скоростей, умела терпеливо пережидать транспортный поток и стремительно пробегать мимо остановленных светофором автомобилей. Она знала всесокрушающую прямолинейную мощь электричек и их детскую бес не подшибить мышь в полуметре от рельсового пути. Она различала рев, посвист, гул винтовых и реактивных самолетов, тарахтенье вертолетов. Она знала запах газовых труб, умела распознавать тепло, идущее от скрытых в земле труб теплоцентралей. Она знала ритм работы автотранспорта, обслуживающего мусоропроводы, она знала проникать в мусорные контейнеры и урны, мгновенно отличала целлофановую обертку мясных полуфабрикатов, вощеную обертку трески, пломбира, морского окуня.
Черный электрокабель, вылезший из-под земли, внушал ей больше ужаса, чем гадюка, — однажды она коснулась мокрой лапой кабеля с нарушенной изоляцией.
Вероятно, объем технического опыта у этой собаки был больше, чем у бывалых, умных людей, живших за два-три века до нее.
Она была умна, мало того, она была образованна. Не накопи она опыта, соответствующего технике середины XX века, она бы погибла. Ведь случайно забредшие в город сельские собаки погибали сразу, прожив на городских улицах считанные часы.
Но для ее борьбы мало было технического опыта и знаний, необходимо было понимание сути жизни, нужна была жизненная мудрость.
Безыменная, лобастая дворняга знала, что в вечной перемене, в бродяжничестве основа ее существования.
Иногда сердобольный человек проявлял жалость к четвероногой страннице, подкармливал ее, устраивал ей ночлег на черной лестнице. Измена бродяжеству сулила погибель. Становясь оседлой, бродяжка связывалась с одним добрым человеческим сердцем и со ста злыми. А вскоре появлялась смерть с вкрадчивыми движениями, в одной руке она держала кусок хлеба, в другой мешковую сетку. Сто злых сердец сильней одного доброго.
Люди считали, что собака-странница не на привязанность, что бродяжничество развратило ее.
Люди ошибались. Тяжелая жизнь не ожесточила бродячую собаку, но добро, жившее в ней, никому не было нужно.
Анализ стихотворения «Родина» Цветаевой - Сочинение
www.Sochineniye.ru>…stihotvoreniya-rodina-tsvetaevoj/
Стихотворение «Родина» было написано М. И. Цветаевой в 1932 году.
Она находилась в это время в эмиграции.
Тем острее ощущалась тоска по России, обострялось чувство одиночества,
неприкаянности, того, что затем современники поэта назвали «отщепенством» — неумением человека при к реальной жизни и своему времени. ..
Стихотворение написано ямбом. М. И. Цветаева использует различные средства художественной выразительности: риторическое обращение («О, неподатливый язык!»),
сравнение («даль, прирожденная, как боль»),
метафору («голубей воды Я далью обдавала лбы»),
Анализ стихотворения «Родина» Цветаевой.бъяснение:
Автор в романе " Евгений Онегин" и рассказчик, и действующее лицо.
Он - приятель Онегин, который , возможно, встречался с ним в Летнем саду или на улицах Петербурга. Он влюблен в Татьяну, бережет ее знаменитое послание к Онегину. Он же хранит стихи Ленского " Куда, куда вы удалились... "
Говоря о своем окружении ,Пушкин неравнодушен к ним. Он участвует в их судьбе, живет их печалями или радостями. Он может сообщать о них серьезную информацию, а может - говорить с иронией в частности, осуждает Онегина, когда тот вызывает на дуэль Ленского ).
Лирические отступления же - рупор автора. В них он вспоминает о своем детстве, ссылках, делится впечатлениями о театре, искусстве, литературе...
Пушкин отрицательно относился к классицизму, романтизму, сентиментализму за то, что сии литературные направления неправдоподобно изображают жизненные явления. Он желает создать реальную картину того, что видит вокруг себя, показать героев своего времени в типичных обстоятельствах.
Читатель узнает о том, что любит Пушкин, а что - категорически не принимает. Он свободолюбив, влюбчив, патриотичен...
Пушкинский стиль легок, При этом он критически относится к крепостничеству, давлению на личность, сатирически изображает дворянство , осуждает оторванность интеллигенции " от почвы ", народной стихии - всё это характеризует поэта как сторонника идей декабристов, как самостоятельно мыслящего человека.