Память о хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В. П. Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет» . Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс мальчику фотографию много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история» .
Григорий Иванович -мастер,работает всю жизнь у деда Каширина. Высокий,бородатый и худой Григорий,в тёмных очках,полуслепой , измождённый жизнью человек,с внешностью святого и низким басом.Григорий полысел на работе,морщинистое лицо и руки старили его. Добрый и прямой,он уважал честность в людях.Умный,простой мастер,видел людей насквозь.Григорий терял зрение и запивал это водкой,становясь разговорчивым и весёлым.Он дружил с отцом Алёши и часто рассказывал об из дружбе.Дед и его сыновья не уважали Григория,частенько оскорбляли мастера.Григорию была ненавистна атмосфера в дому Кашириных,ему чужды были ненависть,зависть и алчность.Он любит Алёшу,учит его жизни,не бояться невзгод и смело смотреть в глаза.Дед открывал мастерскую вместе с Григорием,но когда тот окончательно слепнет,то выгоняет его на улицу.Бабушка жалеет слепого,кормит и даёт ему деньги.Григорий становится нищим и побирается,прося милостыню.Бабушка и Алёша не понимают жестокости деда,который выкинул слепого на улицу.Бабушка предрекает судьбу деда,совершившего большой грей:спустя время,обезумевший и разорившийся дед ,ходил по городу и жалобно выпрашивал милостыню.
То самое время, как войска Наполеона стояли на берегу Немана, ожидая только приказа, чтобы начать войну, «русский император… более месяца уже жил в Вильне, делая смотры и маневры. Ничто не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга… Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне» . Когда пришло известие о переходе войск Наполеона через русскую границу, Александр I был на бале. Мы прочли первые две главы, видели Наполеона в походном сюртуке, сидевшего на берегу Немана, и людей, гибнущих в волнах, и всю громаду французской армии; мы уже поняли серьезность происходящего - начиная читать третью главу, мы с трудом заставляем себя вернуться в призрачный мир, окружающий русского царя; «веселый, блестящий праздник» ; графиня Элен Безухова со своей «тяжелой, так называемой русской красотой» , ее «блестящие обнаженные плечи, выступавшие из темного газового с золотом платья» . И царь, который, заметив Элен, удостоил ее танцем, и Борис Друбецкой, не спускающий глаз с царя… Трудно представить себе все это, зная, что пушки Наполеона уже глядят своими жерлами на город, где танцует Элен, и французская кавалерия скачет по русской земле, и движутся пехотинцы… «Без объявления войны вступить в Россию. Я помирюсь только тогда, когда ни одного вооруженного неприятеля не останется на моей земле» , - сказал Александр Балашеву и настаивал, чтобы эти слова непременно были переданы Наполеону. Александр гордился этими словами, но умный Ба-лашев не передал их: «какое-то сложное чувство удержало его» . Ведь и сам Александр не написал этих слов в письме, отправленном с Балашевым, потому что еще надеялся помириться и предотвратить войну. Толстой не называет русского царя «плешивым щеголем» , но и у него он «властитель слабый и лукавый» . Сказать красивую фразу он может, а войска к войне не готовы, окружающие царя люди заняты своей карьерой; армия состоит из трех частей, не имеющих, общего главнокомандующего, и царь колеблется, не знает, принять ли на себя это звание. Правда все это или Толстой намеренно сгустил краски, а на самом деле Александр не был так бес и легкомыслен? Известие о войне действительно застало царя на бале. Но ведь от Толстого зависело, сказать об этом читателю или показать Александра не в этот день, а, скажем, назавтра, когда он совещался с генералами. Это тоже была бы правда, но писатель выбрал ту правду, которая ему подтвердить свое понимание истории. Мы далеко не во всем можем согласиться с философией истории, созданной Толстым. Но в его теории есть нечто очень привлекательное. Если история складывается из отдельных поступков отдельных людей, то каждый человек несет громадную ответственность за все, что происходит на земле, - каждый, а не только Наполеон или Александр I. Значит, и Пьер, и князь Андрей, и Наташа решали судьбу своей страны, значит, каждый из нас решает ее своей жизнью.выбирай от сюда