Некрасов в своем стихотворении поднимает проблему строительства железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Чтобы показать, кто на самом деле построил эту важную в экономическом отношении дорогу, автор вступает в спор со своим попутчиком, генералом. Тот на вопрос сына: "кто строил эту дорогу?", - отвечает: "Граф Клейнмихель". И автор не может согласиться с таким ответом. Несмотря на то что крепостное право было отменено, народ оставался без земли и средств к существованию. Вот почему на строительство собралось много людей, бывших крепостных. В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. Он-то согнал сюда массы народные... На строительстве погибло много людей, не выдержав адских условий труда. Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. И автор говорит мальчику, что труд народный нужно научиться уважать. Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Конечно, с такой точкой зрения генерал не согласен. Он считает, что его сыну такая правда не нужна: Знаете, зрелищем смерти, печали Детское сердце грешно возмущать... и просит показать более радостную картину. И автор показывает, как с народом расплатились за работу: выставили бочку вина и списали долги, вообщем, как всегда обманули. Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал? .. Так, используя форму диалога, Некрасов раскрыл проблему, поднятую в стихотворении.
Владислав Крапивин "Путешественники не плачут", план рассказа для пересказа. Расказ "Путешественники не плачут" учит быть сильным, главный герой рассказа Володька с виду слабенький, в конце рассказа принял мужское решение как взрослый человек. Писатель дал название рассказу "Путешественники не плачут", потому что Володька мальчик, который идет неизвестной дороге во взрослую жизнь и он встретит немало трудностей, от которых захочется заплакать. Но Володька принял решение и он готов бороться с трудностями. 1 Знакомство Володьки с мальчишками. 2 Почему Володька плакса. 3 Как у Володьки появился Гермес (Гермес это собака). 4 Как Володька подружился с Гермесом. 5 Пропажа Гермеса. 6 Ожидание встречи со старым другом. 7 Хитрость Володьки 8 Володька принял мужское решение.
Особенности писательской позиции В. П. Крапивина — в его честности и принципиальности в разговоре с читателем, особенно с мальчишками. Он, как сказали учителя, сегодняшний Гайдар, который учит мальчишек быть сильными, смелыми, бороться с несправедливостью и не поддаваться хамской силе, которая в наше время ещё сильнее, чем была раньше, потому что поддерживается взрослыми, показывающими сериал «Бригада» по телевидению и живущими по этим принципам. Крапивин не смягчает ситуацию, не подгоняет её под обязательный «хэппи энд» , показывает взрослых такими, какими их видят реальные мальчишки в своей реальной жизни, но им найти в самих себе силы бороться со злом, доказывает необоримость добра, приоритеты силы духа и воли над силой мышц.
Рассказ «Путешественники не плачут» учит именно этому. Герой рассказа — самый обычный мальчик, кажущийся скорее слабым, чем сильным. Вернее, он кажется таким дяде Вите, который приводит племянника в компанию дворовых мальчишек, чтобы те научили Володьку быть сильным в его понимании.
И тут автор исподволь начинает учить читателя, незаметно и просто рассказывая о правилах, по которым жили мальчишки. И употребляет слово «неделикатность» , за которую чуть было не отвесил подзатыльник любопытному Артуру старший брат, и говорит, что над прямым и честным ответом нельзя смеяться и что «иногда вредно тратить много слов» .
А потом автор показывает ситуацию, наверное, знакомую всем мальчишкам, да и девчонкам тоже, увековеченную Э. Н. Успенским в образе кота Матроскина, когда главному герою предложили взять домой беспризорного пса. Пёс этот, по имени Гермес, изображён Крапивиным так, что я вспомнила своё детство и своих дочерей, которые приносили домой то кошку, то собаку, найденную около пединститута. Да и мы с мужем однажды вместо сахара для варенья купили (!) у дядьки около магазина пса, странную смесь болонки и шпица, который долго жил в нашем доме и был, как потом выяснилось, настоящим хранителем домашнего очага. Пёс Гермес глядел «светло-коричневыми лукавыми глазами» , «улыбался розовой пастью» , а когда Володька вздумал его помыть, «тихо выл от ужаса, но терпел» . Автор рисует пса так, что мы, дочитав рассказ до конца, ненавидим его убийцу — разумного и страшного дядю Витю. (Вспомните с ребятами: «Я ненавижу Тарасова...» , верните их к той боли, ощущению зла и несправедливости и мужественному поступку того мальчика, хотя он просто высказывает своё отношению к произошедшему. Но иногда и слова — это поступок. )
И тогда Володька совершает мужской поступок: он не может наказать или что-то объяснить этим взрослым людям, не может, как тот мальчик, выгнать их — и уходит от них сам, уходит в ночь, в лес, который становится роднее, чем они. Он знает, что впереди будет дорога и попутный грузовик домчит его до стройки, до ЛЮДЕЙ. Это поступок сильного человека, который не примиряется со злом, хотя и не может его побороть. Что ж, честно говорит своему читателю автор, бывает и так.
В мире есть царь: этот царь
беспощаден,
Голод названье ему.
Он-то согнал сюда массы народные...
На строительстве погибло много людей, не выдержав адских условий труда.
Жили в землянках, боролися
с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
И автор говорит мальчику, что труд народный нужно научиться уважать.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Конечно, с такой точкой зрения генерал не согласен. Он считает, что его сыну такая правда не нужна:
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать...
и просит показать более радостную картину.
И автор показывает, как с народом расплатились за работу: выставили бочку вина и списали долги, вообщем, как всегда обманули.
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал? ..
Так, используя форму диалога, Некрасов раскрыл проблему, поднятую в стихотворении.