Знакомый рассказчика Усатов был настолько полон странного вдохновения, что приводил окружающих в ужас. Настолько добр, что всем было скверно. Настолько услужлив, что сокращал долголетие ближних наполовину.
….у него было во всякую минуту столько странного, дикого вдохновения, что это удручало и приводило в ужас всех окружающих…
Усатов всё «знал», всё «умел», как он думал, брался за всё, не давая повода усомниться в своих пока человек, прибегнувший к его услугам, не убеждался в обратном. Перед тем как столкнуться с Усатовым, рассказчик испытывал к нему «чувство благоговейного почтения».
Усатов побрил рассказчика без мыла и воды, попутно порезав щёку, поранив ухо и отрезав ус, после этого предложив ещё постричь маникюрными ножничками, от чего рассказчик предусмотрительно отказался, впоследствии обратившись после бритья к двум докторам.
Узнав о проблеме в настройке пианино в семье рассказчика, Усатов обрадовал его жену предложением его настроить, за что взялся незамедлительно, вооружившись щипцами для сахара. После долгой возни и стука кулаками по пианино также предложил подвинтить и чёрные клавиши, обосновав это тем, что их меньше, чем белых, его это совсем не затруднит и он будет рад оказать такую пустяковую услугу. Для устранения бурной деятельности Усатова пришлось звать настройщика, столяра и полировщика.
После неосмотрительного согласия рассказчика на кипучую попытку Усатова установить электрический звонок на потолок к висячей лампе, автор заслуженно был наказан - лампа оборвалась и упала в тарелку с горячим супом, когда его маленький сын обедал.
«Лучший» специалист по ревматизму Усатов взялся за лечение застарелого ревматизма у болезненного вида старухи. Рассказчик стал непосредственным свидетелем обещания Усатова поднять её на ноги посредством приёма четырёх килограммов порошка цианистого калия, прогулкой по три-четыре версты и впрыскиванием нафталина по вечерам. О результате лечения рассказчик умолчал.
Виктор Михайлович Васнецов — русский живописец, создававший произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. В выборе сюжета картин Васнецов был совершенно свободен, его фантазия обратилась к богатым образам фольклора.
Васнецов изобразил волшебный ковер из наших сказок в виде громадной птицы с выгнутым вверх хребтом и широко раскрытыми крыльями. Сейчас Иван несется на ковре-самолете через горы, моря, громадные безграничные равнины после смелого путешествия за тридевять земель в тридесятое царство, где он взял в плен и везет с собой чудесную жар-птицу. В другой сказке Иван найдет в подземелье великие царства. Здесь воплощены прекрасные и реальные мечты человека о счастье, разгадка скрытых тайн природы.
Иван на ковре-самолете — олицетворение непреодолимого стремления человечества летать, творить и побеждать. Васнецову понравилась эта сказка потому, что в ней он увидел воплощенную в сказочно-наивной форме идею победы над бесконечными воздушными просторами.
Ковер на картине Васнецова плавно плывет в воздухе, величаво паря над землей, возносясь над туманами и лесными далями, разгоняя своими краями, как могучими крыльями, испуганных сов. Широки просторы необъятной страны, преодолеваемые ковром-самолетом, обладающим чудесной силой движения. Концы летящего ковра раскинуты по диагонали, его силуэт напоминает птицу. Своеобразно и смело реалистическое сочетание написанного ковра, парящего в воздухе, с поэтичностью лирико-эпического пейзажа. Васнецов изображает чудеса сказки так же просто, как повествует о них народный сказитель. Отсутствие фантастичности в форме и в стилизации убедительности образа. Мы любуемся полетом ковра и стоящего на нем смелого человека.
Васнецов сумел заставить зрителя поверить в материальность, весомость ковра, его быстрое движение ощущается благодаря зеркальной глади спокойно текущей далеко внизуречки. Созданию этого впечатления фон картины: вечернее небо с медленно плывущими облаками. Контрастирует с мощью ковра легкий серп месяца. Самое яркое цветовое пятно — клетка со светящейся жар-птицей — доносит мысль сказки о счастье обладания немеркнущим светом.
Картина В. М. Васнецова «Ковер-самолет» — выражение веры в силы народа, его светлое будущее. Художник проявил большое чутье и любовь к глубокому содержанию мудрых народных сказок, найдя свои оригинальные его зрительного воплощения.
Подойдёт?