Солженицын вместе с Шуховым ищет смысл жизни, смысл настоящего человеческого счастья. Главное для героя не потерять человеческое достоинство, найти своё счастье в умении преодолевать трудности в борьбе за жизнь и в лагерных условиях стремится сохранить своё лицо. В этом и состоит суть авторской позиции. Это видно из описания хода работы в машинном зале ТЭЦ. Несмотря на болезнь, мороз, плохую одежду, голод, он работает так, как привык трудиться всегда: честно, аккуратно, бережливо относиться к строительному материалу, заражая своим задором, сноровкой напарников. Особенно это проявляется во время кладки шлакоблоков на втором этаже стены. Суть его отношений с однобригадниками определяет сострадание: сочувствие Алёшке-баптисту, «придурку» Цезарю, эстонцам, лишённым своей родины. В лагере у Шухова нет времени для праздных воспоминаний. Его взгляд устремлён в будущее. Шухов живёт надеждой вернуться в деревню. Руки его, грубевшие на общих работах, соскучились по свободному труду, по дедовским промыслам. Но в то же время Шухов понимает, что безжалостная тоталитарная система вряд ли отпустит его на волю и оставит в покое, но он всё-таки надеется. Герой постепенно поднимается с земли, вырастает нравственно, непрерывно создавая свой невидимый всем праведнический строй души. И вместе с героем преображается вся сто четвёртая бригада, сцена кладки является прямым подтверждением
В этом произведении описана жизнь бесстрашного героя, атамана войска казачьего Тараса Бульбы. Он обладал неимоверной твердостью характера, целеустремленностью, непоколебимостью своих убеждений, безграничной отвагой и ловкостью в бою. Для него существовало только три святыни — это отчизна, православная вера и боевые побратимы. С точки зрения социальной значимости на то время Тарас Бульба выступал настоящим героем, истинным сыном своего народа. Писатель показывает нам бесстрашного воина, который имеет четко обозначенные цели в жизни, подчиненные только лишь его внутренним принципам. А те, в свою очередь, направлены исключительно на благополучие отчизны и свободное существование своих земляков. Тарас знал и понимал, что на него и его боевых товарищей возложена великая миссия. Если они не справятся с ее выполнением, то над страной нависнет страшная угроза порабощения. Потому и дрался с врагом каждый раз, как в последний. По этой же причине всегда призывал товарищей не иметь страха и помнить только то, что в их руках судьба многострадальной родины. Моральный антигероизм Если рассматривать отважного казака Бульбу с точки зрения морали, то сложно говорить о каком-либо героизме с его стороны. Он не проявлял особой привязанности к своей семье. По-настоящему близкими людьми для него были казаки. Находиться возле жены долго он не мог — считал, что таким образом «обабится» и потеряет статус «доброго вояки». Своих сыновей герой видел исключительно через призму принадлежности к войску запорожскому. Только исповедуя отцовские принципы, Остап и Андрей могли быть достойными называться его сыновьями. Но даже в таком случае Бульба относился к ним, как к товарищам и соратникам в общем деле. Настоящей отцовской любви сыновья так и не узнали. Такое положение вещей доказывает и тот факт, что Тарас собственноручно убил младшего сына. Андрей влюбился в полячку, тем самым изменив своему народу. Для Бульбы это стало непростительным предательством и сокрушительным ударом по чести. Остапа же, наоборот, казак поддерживал до последнего вздоха, потому что тот свято соблюдал отцовские заветы и был так же отдан душой своей стране. Можно смело сказать, что для своей семьи Тарас был героем ровно настолько, как и для каждого земляка, которого он защищал.
Это рассказ про человека, многое пережившего, но сумевшего сохранить любовь к людям и даже пожертвовать собой ради них. Железнодорожный сторож Семен был денщиком у офицера войну, видел много бед. У Семена был сосед, Василий, человек, недовольный существующим порядком и боровшийся за справедливость. Ради этого он даже сломал рельсы, по которым должен был поехать поезд с ни в чем не повинными людьми. Семен увидел это и ради людей ударил себя ножом в руку, намочил платок в крови и, намотав его на палку, поднял вверх, как сигнал поезду остановиться. Но силы были на исходе, и он начал падать. Тогда у Василия проснулась совесть, и он, забрав палку у уже упавшего Семена, сам стал подавать сигнал, а после сознался, что это он испортил рельсы. Вот так простой человек смог не только людей, но и разбудить совесть в другом.
В этом и состоит суть авторской позиции. Это видно из описания хода работы в машинном зале ТЭЦ. Несмотря на болезнь, мороз, плохую одежду, голод, он работает так, как привык трудиться всегда: честно, аккуратно, бережливо относиться к строительному материалу, заражая своим задором, сноровкой напарников. Особенно это проявляется во время кладки шлакоблоков на втором этаже стены.
Суть его отношений с однобригадниками определяет сострадание: сочувствие Алёшке-баптисту, «придурку» Цезарю, эстонцам, лишённым своей родины. В лагере у Шухова нет времени для праздных воспоминаний. Его взгляд устремлён в будущее. Шухов живёт надеждой вернуться в деревню. Руки его, грубевшие на общих работах, соскучились по свободному труду, по дедовским промыслам. Но в то же время Шухов понимает, что безжалостная тоталитарная система вряд ли отпустит его на волю и оставит в покое, но он всё-таки надеется. Герой постепенно поднимается с земли, вырастает нравственно, непрерывно создавая свой невидимый всем праведнический строй души. И вместе с героем преображается вся сто четвёртая бригада, сцена кладки является прямым подтверждением