Роман «Отцы и дети», легкий в чтении, но невероятно сложный своими коллизиями и необходимостью для читателя проанализировав прочитанное и свой жизненный опыт делать свои выводы о жизни, семье и будущем – на мой взгляд один из самых реалистичных, правдивых историй. Тургенев, одним из первых уловил, что новые либерально-разночинские веяния, ставя себе целью улучшить общественный уклад, наделяя правами и значимостью всех, на самом деле приведут не только к разложению привычного общественного уклада, но и лишат это общество будущего. Он, в душе все еще приверженец «старой» патриархальной семьи, говорит о ценностях семьи, как о любви и поэзии. Конечно, поэзии в широком смысле слова – романтизм, чувственность, иррациональность отношений. Однако, либерал Тургенев, готовящий своей деятельностью самореализацию разночинцев, вкладывает в уста Базарова – отрицание любви и романтизма в пользу рациональности. Похоже, что Тургенев не осознает, что именно они, либералы, крестные отцы Базаровых. Изменения, которых они жаждут, реализуемы только через разрушение базовой ячейки общества- семьи. Патриархальные семьи Кирсановых, Базаровых, с их трепетным отношением к друг другу, взаимной любовью членов семьи описаны Тургеневым даже с некоторой нежностью. Он показывает, как родители Базарова, чета Кирсановых готовы защищать своих чад от любого общества. Иное дело – Базаров. Нежно любя родителей (единственное его завещание перед смертью – забота о родителях) он делает все, что бы эти ненужные отношения в будущем не мешали развитию общества. Неправы те, кто о Базарове говорит как о «лишнем человеке». Лишним он станет только тогда, когда он, передовой отряд либералов выполнит свою задачу – разрушит привычный семейный уклад. В этом его трагедия, чем успешнее он выполнит свою работу, тем ненужнее станет. И, похоже, он понимает это, - он всегда говорит с людьми так, как будто ему безразлично, поймут и примут его слова или нет. Вот это безразличие порождает трагическую двойственность сознания, которое ярко показано в истории любви Базарова к Одинцовой. Он, ратующий за отмену любви и поэзии, влюбляется. Его бес показывает, что он не может или не хочет выполнить свою разрушительную миссию. Разрешения этой проблемы не видит и автор, он просто убивает своего героя. Разрубив гордиев узел, он переносит решение вопроса в будущее, уверенный в том, что появятся новые Базаровы, которые довершат его дело. И в этом Тургенев оказался провидцем. Сейчас можно отчетливо увидеть, что разрушение патриархальной, амбивалентной, где-то даже ленивой, общественно безразличной семьи привело не к возникновению новой семьи, а к его вырождению. Трагедия самого Тургенева в том, что начав роман на стороне «отцов», к концу повествования переходит на сторону «сыновей». Как сказал Герцен в письме к Тургеневу «Ты хотел выпороть сыновей, а выпорол отцов». То есть, свои терзания по поводу выбора между душой и разумом, между рационализмом и романтикой старой семьи Тургенев решает в пользу рационализма. И это делает человек, чья любовь к Полине Виардо навечно вошло в историю как высокая чувственность и образец для подражания. Именно поэтому, при всей реалистичности романа, Тургеневские мысли в этом произведении мне не внушают веры в их истинность. Итак, по мнению Тургенева в начале романа укрепляют семью такие нравственные ценности, как любовь и поэзия. А потом, в ходе повествования пытается доказать, что он в будущем обществе не нужны. И то, что Тургенев не отождествляет себя с Базаровым, ничего не меняет. В итоге, он все равно на его стороне. Просто хочет, что бы эту грязную работу выполнил не он сам.