Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.
«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!
Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.
Здорово, когда человек с гордостью может сказать, что его дом – это могучая крепость, которая охраняет его не только от непогоды, но и от недоброжелателей, дурных мыслей, душевного беспорядка. На минутку представьте себе любящего хозяина своего жилища, который вернулся из дальних странствий. Только повернув ключ в замочной скважине двери своего дома, он чувствует что-то, что будоражит его сознание и душу. Это внутреннее волнение перед встречей с родными стенами. Но у всех ли людей стены дома, в котором он проводит большую часть своей жизни, вызывают такой трепет и любовь? Все ли могут восхититься тем, что рабочий день уже подходит к концу и можно, наконец, убежать домой? Я думаю, что так могут не все. Так в чем же дело? Почему одним людям мила маленькая уютная квартирка с давним ремонтом, а вторые не уживаются в роскошном особняке в престижном районе города? Я уверен, что все дело в атмосфере дома. И то, какой она будет, легкой или тяжелой зависит напрямую от нас, хозяев наших домов. В русской литературе много примеров к проблеме любви к своему дому. Одним из них является произведение Ивана Гончарова «Обломов». Мы помним, что главный герой этого романа Илья Обломов снимал квартиру в Петербурге, в которой царил хаос и беспорядок. Даже слуга Ильи Ильича Захар ничего не старался делать в ней. Причины этого беспорядка, по моему мнению, исходили от того, что в душе главного героя тоже не было порядка. А по-настоящему любил Илья только свой старый дом. Дом, где он провел свое детство, где его нянчила теперь уже покойная мать, где он мог бегать и играть со своим другом. То есть он любил атмосферу, созданную не им самим, а его любящей семьей. Я думаю, что только дом из детства для Обломова был той самой крепостью
Бедный завернул в тряпочку тяжелый камень. Судья Шемяка сказал его брату, чтобы он ждал, когда у лошади хвост вырастет. Попу приказал отдать попадью до рождения нового ребенка. А сыну убиенного посоветовал броситься с моста и задавить бедняка. После такого суда и поп, и богач, и сын своего отца откупились от находчивого крестьянина. Потом пришел к бедняку судьи и спросил, что было в свертке, на что крестьянин ответил, что это- камень, которым мог бы он убить Шемяку, если бы тот провел суд не в его пользу.