1.Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.
2.Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы.
3.- Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! – говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих.
4.– Вот еще что выдумал! – говорила мать, обнимавшая между тем младшего.
5.Бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты.
6.Они, как видно, испугались приезда паничей, не любивших спускать никому, или же просто хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и броситься опрометью, увидевши мужчину, и потому долго закрываться от сильного стыда рукавом.
7.Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных домах, уже не поющихся более на Украйне бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа;
8.Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке.
9. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами, – все это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время; приходившим потому, что у них не было еще коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом.
10.У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие.
«смерть чиновника» написана в духе реализма, это направление распространилось в россии во второй половине xix – xx в.
чехову удалось совместить «строгий реализм» с повышенной условностью. в начале рассказа мы можем отчетливо проследить черты этого направления, но в конце произведения чехов выходит за рамки реализма, для которого насмешка над смертью недопустима.
в данном произведении чехов поднимает тему «маленького» человека. в своем творчестве чехов пытаеся протестовать подавлению человеческой личности, и в произведении «смерть чиновника» ярко показывает последствия такого обращения: предмет осмеяния – это мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.
в рассказе присутствуют всего три персонажа: чиновник с говорящей фамилией иван дмитриевич червяков, жена червякова и генерал бризжалов. наибольше внимания чехов уделяет чиновнику, ведь это главный герой, объект насмешки. остальные персонажи автора не интересуют.
маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий. смех вызывает нелепая настойчивость червякова, а жалость порождает его рьяное унижение себя. в который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрекся от своего человеческого достоинства.
в начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. уже с этого момента порождается конфликт, традиционный для чеховских произведений. из-за того, что генерал крикнул на посетителя, червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета. но в рассказе присутствуют существенные сдвиги: генерал крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довел его до агрессии.
такой неожиданный и комический поворот событий заключается именно в особенном мировоззрении главного героя. и умер червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.
мастер малого жанра и в этот раз не смог изменить своему стилю. чеховская лаконичность просто поражает. в его небольших произведениях зачастую заложен глубокий смысл, а познать его можно только художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею. в данном рассказе не чувствуется присутствия автора, чехов отстраняется от героев. этот прием описывать действия еще более объективно.