Тема любви в комедии «Горе от ума»
Тема любви в комедии Горе от ума
От классицизма к реализму
В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм. Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.
Любовный конфликт
В пьесе «Горе от ума» драматург затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт. Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник. Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила (или внушила себе?) любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.
Причина, почему герои не находят счастья в любви
Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитие любовной линии сюжета. По законам классицистической комедии они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды. Почему же автор показывает нам другой финал? На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. Но можно ли их назвать настоящей любовью? Герой на целых три года уезжает за границу, и ни разу не пишет письма возлюбленной. Он себе это объясняет тем, что хотел в странствиях измениться к лучшему, стать еще более умным, — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его. Вот такой умный план построил в размышления Чацкий, но только в жизни его трудно реализовать, ведь в любви важен не столько ум, сколько умение чувствовать.
Пока герой проводил три года в поисках себя, время не стояло на месте и для героини. Она познавала любовь, читая французские романы – и подыскала себе мужчину, похожего на героя из книг, – Молчалина. Девушка наслаждалась любовной игрой, ей нравилось представлять себя смелой героиней романа. Однако ее возлюбленный оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла обман Молчалина, то повела себя разумно: отвергла лжеца без слез и колебаний, но так же признала, что сама виновата в заблуждении в нем.
Такое поведение вызывает уважение, но говорит ли оно о наличии у героини настоящих чувств к Молчалину? Она «назначила» его себе в любимые, следуя разумному плану – найти себе тихого и покорного мужа, и также она разумно его отвергла.
Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. Ведь они оба не находят любви в финале произведения.
Причины падения Западной Римской империи:
Падение Западной Римской империи стало одновременно и причиной и следствием Великого переселения народов. На северных, северо-восточных и южных границах империи пришли в движение огромные массы племён варваров,
как называли их римляне; у них происходило формирование крупных и
воинственных племенных союзов во главе с вождями и знатью; вместо
родоплеменных отношений закладывались основы государственности и
сословно-классовых отношений.
Воинственные союзы племён готов, аланов и гуннов (которые пришли из
Центральной Азии) постоянно совершали вторжения на территорию Римской
империи, чтобы грабить богатые города и селения, захватывать пленников,
скот, ценную утварь.
Римское государство не могло противостоять натиску врагов. В 378 г. в
битве у Адрианополя армия Восточной Римской империи была разбита
племенами вестготов. Во всех приграничных провинциях племена регулярно
громили города и поместья. В 410 г. готы во главе с вождём Аларихом
вторглись в Италию, захватили и разграбили Рим.
В середине V в. Рим был снова разгромлен — на этот раз германским
племенем вандалов. Власть в Вечном городе фактически перешла к вождям
варваров. В 476 г. римский военачальник германского происхождения
отстранил от власти последнего императора Ромула Августула.
К причинам падения Западной-Римской
империи также можно отнести ослабление центральной власти. А она ослабла
в силу большой территории Империи, различного уклада жизни в ее землях и
пр.
Последствия:
Все социальные отношения варваризировались. До конца эпохи средневековья этические римские нормы сменились варварскими представлениями.
Было утеряно множество культурных памятников.
Римская империя
была последним заслоном на пути варваров. В дальнейшем все тюркские
народы, вплоть до 13 века беспрятственно приходили в Европу и
пользовались благами римской цивилизации, попутно убивая и уводя в плен
европейцев.
Более менее свободная римская светская мысль уступила христианской идеологии