Императорский Царскосельский Лицей (великокняжеский флигель) занимает протяженное четырехэтажное здание с парадным оформлением со всех сторон и расположен между Садовой улицей и Лицейским садом. Закругленные узкие торцы здания выходят на Дворцовую улицу и Лицейский переулок. Расположенное на сильном перепаде рельефа, оно соединяется аркой - переходом с Церковным флигелем Екатерининского дворца
Действительно, всё здесь – и внутреннее убранство комнаток, и садик с церковью Знамения , и глухие стены – напоминало монастырь и оправдывало название «келейка». Притом, лицеисты были строжайше изолированы от своих семей, так как влияние семьи оценивалось как начало, тормозящее развитие воспитанников в надлежащем духе. В течении шести лет лицеистов не отпускали даже в близлежащий Санкт Петербург! На втором этаже помещались классы младшего курса и общая столовая, на третьем - классы старших воспитанников и парадный Большой зал, где 8 января 1815 г. на экзамене А.С. Пушкин читал «Воспоминания о Царском Селе».
Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором стал статский советник В. Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника.
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 - офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе сохранился. В 1820 г. пожар, вспыхнувший в Большом дворце, охватил и лицейский флигель, причинив ему сильнейшие повреждения. Однако здание восстановили в прежнем виде под руководством архитектора В.Л. Стасова.
Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Таким образом, непосредственное заведование Лицеем перешло к генерал-адъютанту П. В. Голенищеву-Кутузову. Начался новый этап его истории. Восшествие на престол императора Николая I имело серьезные последствия для российской системы народного образования. По указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы. Кафедра военных наук была закрыта, а вместо ее предметов стали вводить логику, психологию, статистику и географию. Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый.
В 1832 г. производилась перепланировка помещений лицея в связи с увеличением числа воспитанников до ста человек и утверждается«Положение о своекоштных воспитанниках Лицея». К 50 казенным воспитанникам прибавилось 50 своекоштных, с платой по 2000 рублей в год за каждого. Обе категории обучаемых имели одинаковые права. За казеннокоштными воспитанниками сохранили привилегию на получение денежного пособия при выпуске. По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем. Предусматривались следующие вступительные экзамены: закон Божий, российский язык, латинский язык, немецкий или французский язык, математика, география и история. Новое положение позволило улучшить качественные характеристики обучаемых и увеличить их число.
В последующие годы внимание императора и высших сановников к Лицею не ослабевало. Лицеисты получали новые льготы и привилегии: похвальные листы и подарки за успехи в учебе, занесение имен лучших учеников на мраморные доски почета, разрешение воспитанникам 4-го класса носить маленькие шпаги, увеличение денежного пособия при выпуске и прочие льготы. Император Николай I 6 ноября 1843 года подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Это означало перевод лицея под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитное высшее учебное заведение мирового класса.
Ночью Тёма спит (спал) неспокойно, у него пропала собака. Он спрашивает няню: "где Жучка?" - Няня говорит, что Жучку бросил в старый колодец какой-то ирод. И бросил живьем. Жучка весь день визжала из колодца. У Темы мелькает масса планов, о том, как Жучку, и незаметно для себя снова засыпает. Ему снится сон как он Жучку. Потом он делает все так, как увидел во сне, не смотря на то, что ему было страшно и холодно и пошел к колодцу Жучку. Он звал Жучку. Она узнала голос хозяина, затем радостно завизжала. Тёма очень обрадовался, что Жучка жива. Затем полез в колодец ее.
Федя - самый старший из мальчиков. Но Федя отличается от них тем, что он из богатой семьи, Он выехал с ребятами в ночное "не по нужде, а так, для забавы" И по одежде Федя не похож на своих товарищей: на нем не простая рубаха, а ситцевая, и новый армячок. На ногах не лапти, а сапоги. Федя говорит мало, но как сын богатого крестьянина он чувствует себя "запевалой" Сам он не рассказывает, может, потому,что не хочет быть похожим на других и боится уронить свое достоинство. Но слушать ему интересно, и когда ребята умолкают, то Федя требует новых рассказов
Императорский Царскосельский Лицей (великокняжеский флигель) занимает протяженное четырехэтажное здание с парадным оформлением со всех сторон и расположен между Садовой улицей и Лицейским садом. Закругленные узкие торцы здания выходят на Дворцовую улицу и Лицейский переулок. Расположенное на сильном перепаде рельефа, оно соединяется аркой - переходом с Церковным флигелем Екатерининского дворца
Действительно, всё здесь – и внутреннее убранство комнаток, и садик с церковью Знамения , и глухие стены – напоминало монастырь и оправдывало название «келейка». Притом, лицеисты были строжайше изолированы от своих семей, так как влияние семьи оценивалось как начало, тормозящее развитие воспитанников в надлежащем духе. В течении шести лет лицеистов не отпускали даже в близлежащий Санкт Петербург!
На втором этаже помещались классы младшего курса и общая столовая, на третьем - классы старших воспитанников и парадный Большой зал, где 8 января 1815 г. на экзамене А.С. Пушкин читал «Воспоминания о Царском Селе».
Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором стал статский советник В. Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника.
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 - офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе сохранился.
В 1820 г. пожар, вспыхнувший в Большом дворце, охватил и лицейский флигель, причинив ему сильнейшие повреждения. Однако здание восстановили в прежнем виде под руководством архитектора В.Л. Стасова.
Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Таким образом, непосредственное заведование Лицеем перешло к генерал-адъютанту П. В. Голенищеву-Кутузову. Начался новый этап его истории.
Восшествие на престол императора Николая I имело серьезные последствия для российской системы народного образования. По указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы. Кафедра военных наук была закрыта, а вместо ее предметов стали вводить логику, психологию, статистику и географию. Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый.
В 1832 г. производилась перепланировка помещений лицея в связи с увеличением числа воспитанников до ста человек и утверждается«Положение о своекоштных воспитанниках Лицея». К 50 казенным воспитанникам прибавилось 50 своекоштных, с платой по 2000 рублей в год за каждого. Обе категории обучаемых имели одинаковые права. За казеннокоштными воспитанниками сохранили привилегию на получение денежного пособия при выпуске.
По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем. Предусматривались следующие вступительные экзамены: закон Божий, российский язык, латинский язык, немецкий или французский язык, математика, география и история. Новое положение позволило улучшить качественные характеристики обучаемых и увеличить их число.
В последующие годы внимание императора и высших сановников к Лицею не ослабевало. Лицеисты получали новые льготы и привилегии: похвальные листы и подарки за успехи в учебе, занесение имен лучших учеников на мраморные доски почета, разрешение воспитанникам 4-го класса носить маленькие шпаги, увеличение денежного пособия при выпуске и прочие льготы.
Император Николай I 6 ноября 1843 года подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Это означало перевод лицея под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитное высшее учебное заведение мирового класса.