Это прослеживается во многих произведениях Бунина, прежде всего, в рассказах «Братья», «Чаша жизни», «Темные аллеи», «Суходол», «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско». В последнем автор, абсолютно не морализируя и не обличая, описывает смерть во время путешествия на фешенебельном океанском лайнере богача, решившего дать себе заслуженный отдых после бешеной деятельности по накоплению капитала. Но никакие деньги не ему уйти от предначертания Судьбы. Мысль Бунина предельно ясно читается в строках его поистине шедеврального рассказа, — все в руках Всевышнего, и не человеку мнить себя господином мира и своей судьбы.
И все же, будучи, несомненно, фаталистом, Бунин считает, что человек своими поступками, всей своей жизнью оправдать свое существование на Земле, наполнить ее смыслом. Особенно ярко и пронзительно эта мысль прослеживается в одном из последних произведений нобелевского лауреата, общепризнанного мастера слова, рассказе «Бернар» (1952). Умирая, его герой, старый моряк замечает: «Думаю, что я был хорошим моряком». Редактируя свое произведение, в окончательном варианте Бунин пишет, что, по его мнению, он, «…как художник, заслужил право сказать о себе… нечто подобное».
На свой же вопрос: «Зачем мы живём на свете?», всем своим творчеством Иван Алексеевич Бунин ответил: смысл жизни– в выполнении предначертания, с которым пришел в этот мир.
Это прослеживается во многих произведениях Бунина, прежде всего, в рассказах «Братья», «Чаша жизни», «Темные аллеи», «Суходол», «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско». В последнем автор, абсолютно не морализируя и не обличая, описывает смерть во время путешествия на фешенебельном океанском лайнере богача, решившего дать себе заслуженный отдых после бешеной деятельности по накоплению капитала. Но никакие деньги не ему уйти от предначертания Судьбы. Мысль Бунина предельно ясно читается в строках его поистине шедеврального рассказа, — все в руках Всевышнего, и не человеку мнить себя господином мира и своей судьбы.
И все же, будучи, несомненно, фаталистом, Бунин считает, что человек своими поступками, всей своей жизнью оправдать свое существование на Земле, наполнить ее смыслом. Особенно ярко и пронзительно эта мысль прослеживается в одном из последних произведений нобелевского лауреата, общепризнанного мастера слова, рассказе «Бернар» (1952). Умирая, его герой, старый моряк замечает: «Думаю, что я был хорошим моряком». Редактируя свое произведение, в окончательном варианте Бунин пишет, что, по его мнению, он, «…как художник, заслужил право сказать о себе… нечто подобное».
На свой же вопрос: «Зачем мы живём на свете?», всем своим творчеством Иван Алексеевич Бунин ответил: смысл жизни– в выполнении предначертания, с которым пришел в этот мир.
Однако сердечное чувство нуждается в духовном наставлении. Как пишет Феофан Затворник: «Сердце надо держать на привязи, а то оно много глупостей городит. Правда, что и без сердца дурно: ибо где сердца нет, там что за жизнь; но все же волю давать ему не следует. Слепо оно, и без строгого руководства тотчас в ров попадает» . «Лучше иметь слепые глаза, чем слепое сердце»
Согласно народным пословицам: «Сердце чует (слышит) . У сердца уши есть» . Соотношение сердца и души в народном сознании таково: «Сердце вещун, а душа мера. Сердце пестун, душа дядька» , «Сердце душу бережет и душу мутит» , «Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает» .