произведение м. ю. лермонтова «герой нашего времени» - повествование об сложном и интересном человеке, чья жизнь не всегда складывается так, как ему хотелось. и причины его внутренних метаний таятся в его же многогранной и зачастую противоречивой натуре.
печорин – это, безусловно, герой. герой произведения, герой, как яркий представитель целого поколения одаренных, всесторонне образованных молодых людей того периода времени. он эрудирован, он способен к анализу и не чужд обычных человеческих переживаний и эмоций. но, несмотря на это, жизнь его бедна. его искания подчас бесцельны, а поступки весьма далеки от благородных. и если печорина можно назвать героем своего времени, то лишь в смысле того собирательного образа, который автор представил на честный и неподкупный читательский суд.
что же касается понятия герой в его истинном значении, то едва ли печорин может приблизиться к этому гордому и блистательному званию. сам автор справедливо отнес своего персонажа к категории лишних людей, которые, невзирая на свои несомненные достоинства, не могут найти своего места в обществе. безусловно, винить печорина в грехах и изъянах самого общества было бы неразумно, и его частые протесты против общепринятых правил и устоев иногда вполне справедливы. ведь именно несовершенство законов, порядков и моральных норм того времени и порождало подобных печорину людей, на многое способных, но, в то же время, безрассудно и безрадостно проживающих свои молодые годы.
образ печорина, зачастую совершенно не героический в истинном смысле этого слова, способен вызвать самые разноплановые чувства – и ненависть, и презрение, и обычное человеческое сочувствие. достойны уважения его стремление к правде, железная воля, жажда деятельности. однако непримиримые противоречия с обществом, которое еще не способно понимать и принимать людей такого склада, сделали из него «нравственного калеку», который превосходно осознает свою ненужность в этой жизни и, в то же время, испытывает внутренний бунт против несправедливого к себе отношения. и этот внутренний конфликт на протяжении всего произведения терзает и мучает героя, который иногда находит своей личной трагедии совершенно неожиданные выходы.
сильный и страстный, проницательный и выносливый, печорин, тем не менее, носит черты всеобщей «болезни» того поколения, не оставляя читателю шанса до конца разгадать его натуру и, разгадав, полюбить ее.
Самопознание как приобретения знаний о своей внутренней сущности волновал умы философов, начиная с периода Античности. Вопрос о том, как устроен наш внутренний мир, остается по-прежнему важным и в современное время. В психологии есть термин «Я-концепция». Он означает систему представлений личности о самой себе, осознание своих интеллектуальных, физических, характерологических свойств, самооценку, субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на жизнь.
Процесс самопознания нацелен на выработку «Я-концепции», совокупности установок, направленных на себя. ответы на вопросы «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Какой я?» жизненно важны для самопознания. То, как субъект на них отвечает, определяет то, что с ним происходит.
Самопознание это знание о своих сильных и слабых сторонах характера.
Знаете ли вы себя ли вы к самопознанию, к поиску своего «Я»? Для самопознания нужна работа над собой, поиск ответов на непростые вопросы. Задумайтесь, с кем вы себя отождествляете? Какую роль вы принимаете чаще всего: ребенка, матери, члена какой-то социальной группы? Проанализировав, вы приблизитесь к своей сущности.
Подумайте над такими вопросами: Насколько вы отождествляете себя со своей нацией? Насколько вы отождествляете себя с семьей, работой, полом, возрастной группой? Все это вы? Или это части вашей личности, стороны вашего «Я»?
Подумайте над следующим вопросом: вы – то, что вы видите и ощущаете? Вы – это ваши чувства и эмоции? Вероятно, почти все, что вы осознаете в поле своего восприятия, включает самые разнообразные ощущения. Вы понимаете, что видите, к чему прикасаетесь, что слышите и что переживаете.