,включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину. итак, каков же он, герой ? первое, что следует отметить: изображение человека вообще в весьма своеобразно. автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. если перед нами монах - важны его монашеские качества, если князь - княжеские, если богатырь - богатырские. жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм. раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов) . автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром. герой - цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: "цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю". его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. былинный богатырь, например, - собирательный образ защитника родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения. кем бы ни был герой - он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. это человек сильный, гордый и необыкновенно . очевидно, это фантастическое , столь великолепно описанное н. в. гоголем в повести "тарас бульба", и позволяет человеку добиться выполнения , определенной им самим для себя. например, св. сергий радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, илья муромец, не просто обороняет киев, а по своему разумению истребляет врагов земли . характерной чертой героя является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. при всем патриотизме отсутствует агрессивность. так в "слове о полку игореве" борьба с половцами рассматривается как оборона народа от неожиданных грабительских набегов. в былине "сказание о хождении киевских богатырей в царьград" "…отпускают во царьград молода тугарина и учат заклинать, чтоб им на русь не бывать век по веку. " святой сергий радонежский, благословляя князя дмитрия на битву с мамаем, говорит: "иди против варваров, великое отвергши сомнение, и бог тебе. врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься. " женские образы несут в себе созидание, тепло семейного очага, любовь и верность. это необычайно тонкие и умные представительницы прекрасной половины человечества, умеющие добиться своей цели не силой, а разумом. человек древней руси неразрывно связан с окружающей его природой. и пусть в отсутствует описание пейзажа в привычном современному человеку понимании этого слова, но присутствие живых, одушевленных лесов и полей, рек и озер, цветов и трав, зверей и птиц впечатление неразрывной связи людей с живым окружающим миром. наиболее ярко выражено описание природы в "слове… ", где природные явления, животный мир сопереживают герою: "…ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра….. " во всех остальных произведениях пейзаж прорисован крайне слабо, иногда его вообще почти нет. однако, св. сергий ищет уединения среди девственных лесов, а феврония превращает обрубки деревьев в большие деревья с ветвями и листвой.
Четвертый год Великой Отечественной войны. Глухой осенней ночью советские разведчики нашли в лесу мальчика лет двенадцати. Родители мальчика погибли в первый год войны. Деревня сожжена фашистами. Два года бродил в тылу Ваня Солнцев, надеясь перейти через фронт. Обласканный и пригретый советскими бойцами, Ваня жаждет остаться в полку, чтобы воевать с ненавистным врагом. Но по распоряжению командира батареи, капитана Енакиева, разведчик Биденко отвозит Ваню в тыл, чтобы определить его в детский дом. Но по дороге Ваня убегает, возвращается к разведчиками и остается в артиллерийском полку. Сын полка Ваня Солнцев участвует в разведке и в боях. Он попадает в плен к немцам, но героически сохраняет тайну расположения советских войск. Освобожденный из плена, Ваня снова в своем родном полку. Капитан Енакиев, потерявший свою семью во время войны, усыновляет Ваню. После гибели капитана Енакиева полк отправляет Ваню Солнцева в суворовское училище.
1. Кутузов следит за духом войска, он отдает только те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость солдат 2. Эпизод с Тимохиным показал, что не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, влияет на ход сражения. 3. Исходя из взглядов Толстого на историю, можно сделать вывод, что писатель намеренно показывает сражение глазами Пьера, чтобы подчеркнуть, что исход боя зависит не от расположения войска, а от того, каков дух войска. Еще и еще раз Толстой подчеркивает: «...ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях»; «влияние Наполеона на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное». С тем чтобы доказать эту мысль, Толстой приводит наполеоновскую диспозицию Бородинского сражения и показывает, что ни один пункт ее не был выполнен. — Виноват ли, по мнению Толстого, Наполеон в том, что французы не победили? — Нет, «он не сделал ничего вредного для хода сражения»; «он не путал, не противоречил сам себе и не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны, спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья». Наполеон исполнял роль, а не действовал. Он не мог действовать, хотя был уверен, что от его действий все зависит.