Сказание о граде Китеже представляет собою летопись — свидетельство о подлинных событиях. До сих пор рассказывает народ о Китеже с серьёзностью и строгостью подлинной веры, а «Китежский летописец» почитается как книга о святом. В прямом смысле это и есть книга о святом: основатель и мученик Китежа, князь Георгий Всеволодович, причислен православной церковью к лику святых. Итак, письменная версия китежской легенды начинается генеалогией «святого благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича». Суздальский князь Юрий II (1189–1237), герой злополучной битвы на реке Сити, внук Юрия Долгорукого, ведёт здесь своё происхождение от псковского князя Всеволода Мстиславича, которому, в свою очередь, приписаны не соответствующие исторической действительности факты: например, обращение из язычества в христианство. Вслед за легендарной родословной Георгия Всеволодовича, которая оканчивается 6671 (1163) г., рассказывается о его прибытии из Пскова к «благоверному и великому князю Михаилу Черниговскому» и о дружеской их встрече. Георгий Всеволодович испрашивает у князя Михаила «грамоту в Русии нашей по градом церкви божии строити, тако же и грады». Князь Михаил соглашается и предрекает князю Георгию «за сие доброе изволение <…> мзду в день пришествия Христова». Затем, повелев написать грамоту, едет сам провожать гостя. Указан при этом 6672 (1164) год.
Караунгир - стоянка эпохи неолита - находится на правом берегу одноименной реки, в 1,5 км к северу от с. караунгир тюлькубасского района чимкентской области. сама пещера находится на высоте 7 м от русла реки. пещера состоит из двух частей: передней, длиной 20 м, и дальней - 9 м. в процессе исследований обнаружена большая коллекция культурно-бытовых остатков каменных и костяных изделий, керамики, костей животных: древнейшие скребки, пластины с ретушью и без нее, наконечники стрел, нуклеусы, топоры, иглы с ушками, шила, проколы и т.д. по найденным останкам животных можно предположить, что люди этой эпохи охотились на куланов, медведей, оленей, кабанов, лошадей, быков, косуль, кекликов, фазанов и т .д. лабораторные исследования установили возраст памятника - 5 тысячелетие до н.э. в результате археологических исследований на мангистау открыты памятники оюклинской и тюлесской культур, определенные рамками 6-5 тысячелетий до н.э. стоянки, найденные на полуострове бузачи и в песках центрального мангистау, однотипны со стоянками оюклинской культуры. поверхность найденной на этих стоянках посуды украшена орнаментом, выполненным "в струйчатой" технике.
Держи : это чудесная повесть о барышне лизе,которая притворялась акулиной-крестьянской дочерью,чтобы понравиться алексею-сыну человека к которому лизин отец относился с неприязнью,из-за пристрастия того ко всему .ей настя-ее горничная.лиза притворяется необразованной крестьянкой,алексей учит ее грамоте и приходит в восторг,видя, как она быстро учится. однажды отец лизы,выезжая на охоту,не справился с лошадью.так он попал в дом к берестовым,где происходит их примирение.затем муромский приглашает их к себе.но и на этот раз настя с лизой выкрутились из этой ситуации.лиза уговаривает отца ничему не удивляться и приходит на ужин набеленная и накрашенная,в причудливой одежде.алексей не узнает ее. сдружившись,их отцы решают поженить своих детей.узнав об этом,алексей приходит в ярость и идет с твердым намерением отказаться от женитьбы,так как ему нравится обычная крестьянка акулина.но придя в их дом, он узнает в лизе свою акулину,чему несказанно радуется.