Сочинение по литературе на тему "Философские идеи в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого"
Основную идею романа “Война и мир” можно выразить следующими словами самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Идея эта выразилась не только в противопоставлениях Кутузова и Наполеона, но и во всех малейших подробностях борьбы русских с французами. Толстой всячески возвышает русских людей, которые вели оборонительную войну и сильны были своим духом, верой в правду и добро; французы же были побеждены, потому что не были убеждены в правоте своего дела. Все сцены частной жизни, обрисованные Толстым, имеют одну и ту же цель – показать, как страдает и радуется, любит и умирает, ведет семейную и личную жизнь тот народ, высший идеал которого заключается в простоте, добре и правде.
Голос за простое и доброе против ложного и хищного заставляет Толстого осуждать не только французов, ослепленных Ложной идеей величия, но и большинство лиц из высшего класса русского народа, таивших в себе под изящными формами внешних приличий бездну коварства, легкомыслия и ничтожества.
Главная идея “Войны и мира” – идея философско-религиозная. Она заключается в признании полного подчинения человека высшему руководящему началу, Провидению, располагающему по своим предначертаниям его судьбой, определяющему все его жизненные отношения. Хотя эта идея нигде не выражена автором открыто, в виде отвлеченной формулы, но она явственно проступает во всех частях романа, как там, где Толстой касается исторических событий величайшей важности, так и там, где он повествует о жизни своих героев, частных лиц. Над всей путаницей человеческих отношений, над всем пестрым калейдоскопом отдельных эпизодов романа чувствуется тяготение какой-то таинственной силы, присутствие невидимой руки, ведущей людей по неведомым им путям к предопределенной цели. Благо человека заключается в сознательном или бессоэнательном подчинении этому высшему руководящему началу, в отказе от собственной воли, в смирении перед неисповедимыми путями Промысла.
Только таким образом человек может достигнуть внутреннего спокойствия, согласия с самим собой, ясного, светлого взгляда на жизнь и на людей. К такому именно выводу и приходит в конце романа после всех пережитых им испытаний Пьер: он усваивает себе светлый, оптимистический фатализм Каратаева, отказывается (хотя и не вполне) от самочинных “исканий”, которые приводили его только к мучительным сомнениям и разочарованиям, и утверждается в вере в руководящее судьбами людей и ведущее их ко благу Божество. “Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадет волос с головы человека”.
Пришвин. "Кладовая солнца".Краткий пересказ. “В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей”, –так начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне появляются два образа — Настя и Митраша. “Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки”. Митраша был маленький, но плотный, “мужичок в мешочке”, улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, “с хворостинкой в руке выгонялаона свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи”, На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело.
Картина известного русского художника И.И.Левитана «Вечерний звон» относится к шедеврам русской пейзажной живописи. Известно, что написана была она под впечатлением посещения И.И.Левитаном монастырей на Волге, но сюжет картины – это не описание конкретного места, а любование храмом русской природой в соединении с храмом людским.Догорает день. Наступает время вечерней службы. Об этом возвещает звон колоколов. Все успокаивается и замирает. Кажется, что даже лодка с паломниками, плывущая по реке и занимающая композиционный центр картины, тоже застыла.Два неподвижных монаха на монастырском берегу ожидают лодку с паломниками и готовы проводить их на вечернюю службу. Этот покой и умиротворение чувствуются во всем: и в гордо взметнувшейся вверх колокольне монастыря, и в густой роще на противоположном берегу, и застывших на небе легких перистых облаках.Четко прорисована высокая трава на переднем плане: здесь, на этом берегу и у земли – затишье. На пристани остались только две лодки, и лодочник уже закончил свою работу, зная, что на противоположный берег, к монастырю, желающих переправиться уже не будет.На заднем плане полотна раскинулся белокаменный монастырь: нам видны и въездные врата, и колокольня, и главная церковь, и другие строения. Они ярко выделяются на фоне деревьев, поскольку еще подсвечены лучами садящегося за горизонт солнца.Монастырь, как в зеркале, отражается в неподвижной водной глади, создавая эффект слияния друг в друга. Это соединение святыни монастырской обители с красотой и величием природы во всех ее проявлениях наполняет картину особым смыслом единения с Богом.Картина недаром носит название «Вечерний звон». Издревле известно особо почитаемое отношение русского народа к колоколам и их звону. Они всегда выполняли несколько функций: и служили часами, отмеряя время церковной службы, и созывали на вече, и сопровождали бранный поход, и предупреждали об опасности.Сегодняшние ученые говорят о полезности колокольного звона: он таким образом структурирует воздух и пространство, что превращается в особый вид энергии, положительно воздействующей на человека. Звон колоколов – это ощущение сопричастности к чему-то непознанному, возвышенному духовному.Картина И.И. Левитана созвучна с одноименным стихотворением И.И.Козлова, ставшим популярным романсом.
Сочинение по литературе на тему "Философские идеи в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого"
Основную идею романа “Война и мир” можно выразить следующими словами самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Идея эта выразилась не только в противопоставлениях Кутузова и Наполеона, но и во всех малейших подробностях борьбы русских с французами. Толстой всячески возвышает русских людей, которые вели оборонительную войну и сильны были своим духом, верой в правду и добро; французы же были побеждены, потому что не были убеждены в правоте своего дела. Все сцены частной жизни, обрисованные Толстым, имеют одну и ту же цель – показать, как страдает и радуется, любит и умирает, ведет семейную и личную жизнь тот народ, высший идеал которого заключается в простоте, добре и правде.
Голос за простое и доброе против ложного и хищного заставляет Толстого осуждать не только французов, ослепленных Ложной идеей величия, но и большинство лиц из высшего класса русского народа, таивших в себе под изящными формами внешних приличий бездну коварства, легкомыслия и ничтожества.
Главная идея “Войны и мира” – идея философско-религиозная. Она заключается в признании полного подчинения человека высшему руководящему началу, Провидению, располагающему по своим предначертаниям его судьбой, определяющему все его жизненные отношения. Хотя эта идея нигде не выражена автором открыто, в виде отвлеченной формулы, но она явственно проступает во всех частях романа, как там, где Толстой касается исторических событий величайшей важности, так и там, где он повествует о жизни своих героев, частных лиц. Над всей путаницей человеческих отношений, над всем пестрым калейдоскопом отдельных эпизодов романа чувствуется тяготение какой-то таинственной силы, присутствие невидимой руки, ведущей людей по неведомым им путям к предопределенной цели. Благо человека заключается в сознательном или бессоэнательном подчинении этому высшему руководящему началу, в отказе от собственной воли, в смирении перед неисповедимыми путями Промысла.
Только таким образом человек может достигнуть внутреннего спокойствия, согласия с самим собой, ясного, светлого взгляда на жизнь и на людей. К такому именно выводу и приходит в конце романа после всех пережитых им испытаний Пьер: он усваивает себе светлый, оптимистический фатализм Каратаева, отказывается (хотя и не вполне) от самочинных “исканий”, которые приводили его только к мучительным сомнениям и разочарованиям, и утверждается в вере в руководящее судьбами людей и ведущее их ко благу Божество. “Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадет волос с головы человека”.