Написано стихотворение 16 июля 1827 года. Дата создания данного произведения указывает на то, что события, описанные здесь, тесно связаны и с биографией самого поэта и с судьбой его друзей-декабристов. Всего год после казни вождей декабристского восстания. Весь этот год поэт размышлял и об их судьбе, и о своём отношении к их идеям в революционной борьбе. Эти мысли и нашли своё отражение в стихотворении “Арион”. Через мифологический сюжет, через аллегорию утверждается верность поэта не только памяти друзей, но и их верованиям, идеалам и одновременно – идеалам самого Пушкина. В легенде нет бури, а в стихотворении “лоно волн”, “вихорь шумный”, “гроза” - это метафоры политических событий в России.
“Арион” - лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого А. С. Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.
Написано стихотворение 16 июля 1827 года. Дата создания данного произведения указывает на то, что события, описанные здесь, тесно связаны и с биографией самого поэта и с судьбой его друзей-декабристов. Всего год после казни вождей декабристского восстания. Весь этот год поэт размышлял и об их судьбе, и о своём отношении к их идеям в революционной борьбе. Эти мысли и нашли своё отражение в стихотворении “Арион”. Через мифологический сюжет, через аллегорию утверждается верность поэта не только памяти друзей, но и их верованиям, идеалам и одновременно – идеалам самого Пушкина. В легенде нет бури, а в стихотворении “лоно волн”, “вихорь шумный”, “гроза” - это метафоры политических событий в России.
“Арион” - лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого А. С. Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.
Со второй половины 18 века русская поэзия перестала быть салонным и кулуарным явлением, постепенно оказывая на жизнь общества все больше и больше влияния. Красивые стихи, написанные «высоким штилем», уступили место обличительным произведениям, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, который не побоялся публично обличить тех, кто злоупотребляет своей властью, стал Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 году.
К этому моменту автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественном и политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принести ему широкую известность сперва в салонах, а позже и во дворце императрицы. На волне заигрывания с французскими республиканцами императрица Екатерина-II поощряла смелые высказывания и среди своих подданных. Именно по этой причине она достаточно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором присутствуют достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.
Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не причисляет себя к высшему существу, однако отваживается говорить от имени Всевышнего, указывая своим соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершают. «Доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых?», — во поэт.
В первой части стихотворения автор повествует о том, чем именно заключается долг тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «сохранять законы вдовам и сиротам от бед невинных» и защищать слабых перед сильными. Кроме этого, поэт озвучивает мысль, что необходимо «исторгнуть бедных из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое высказывание даже во времена правления Екатерины-II считалось проявлением вольнодумства, однако императрица, благоволившая Державину, закрыла на подобную дерзость глаза.
Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внемлют доводам рассудка и давно уже живут не по божьим заповедям, а по мирским законам. «Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками на земле. Однако автор убежден, что «и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!». В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы вершить суд над людьми. «Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!», — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил навести порядок на Руси не представляется возможным даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.