Николай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина отличаются друг от друга по своим художественным особенностям и структуре. Однако все их объединяет одно обстоятельство – все они являются образом психологической прозы. Часто главными героями его повестей являлись женщины. При этом сословная принадлежность его героев достаточно широка: боярышня Наталья, «пейзанка» Лиза, светская дама Юлия, посадница Марфа, боярин Любославский. Писатель раскрывает своих героев, как людей со своими сильными сторонами характера и слабостями, людей страдающих и любящих, совершающих как благонравные, так и нелицеприятные поступки. Карамзину удалось глубоко постичь женские характеры своих героинь, а значит, создать многогранные и правдивые женские образы. Наиболее популярной стала повесть писателя «Бедная Лиза».Главная героиня произведения Лиза, молодая девушка, воспитывалась с точки зрения строгих нравственных принципов. Мать и покойный отец с детства внушали ей правило «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Мать Лизы, рано потеряв мужа, остается верна его памяти долгие годы. С первых страниц повести заметно, что автор испытывает искреннюю симпатию к своей героине. Он не показывает подлинную социальную среду своих персонажей, поэтому Лизу и ее мать можно принять за бедных горожанок, так и представительниц обедневшего дворянского рода. Крепостничество никак не указано в повести. Автор только замечает, что девушка «трудилась день и ночь». Крестьянский труд главных героинь показывается в подчеркнуто пасторальной манере. Отношениям Лизы и дворянина Эраста также свойственны идиллические тона.Трагический финал этого любовного романа обусловлен обстоятельствами и легкомысленностью главного героя, а не какими-либо социальными причинами. В этом отличительная черта повести Карамзина от произведений Радищева, уделявшего огромное значение именно социальному окружению своих героев. Повесть отличается своей гуманистической направленностью, что поддерживается не только отношением Карамзина к Лизе, но и к ее возлюбленному. При раскрытии характера главной героини автор, как правило, не выходит за рамки принципов классицизма. Девушка добродетельна и чувствительна. Повесть «Бедная Лиза» была с восторгом принята читателями. Это связано прежде всего с гуманитарной направленностью произведения, а также с новыми формами художественной выразительности, используемыми автором.
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы. Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н.М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов. Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка - изящного, утонченного, «салонного». Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» - показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия. Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны. В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом. Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью. Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, - говорила Лиза Эрасту, - когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста». Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» - думал Эраст. Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую. Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл. Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду. Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо. Он не мог простить себе гибели Лизы до конца своей жизни. Интересно, что в повести есть еще одно действующее лицо - это автор. Он активно участвует в повествовании, всей душой сочувствует Лизе, как взрослый товарищ, журит Эраста. Именно образ автора вносит большой лиризм и дает образцы «салонного» языка: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!», «Они обнимались - но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия», «Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности!» Повесть «Бедная Лиза» явилась первым образцом сентименталистской прозы в России. Оно, помимо художественных достоинств (язык, стиль, попытка передачи психологического состояния героев), провозглашает ценную идею. По Карамзину, все люди равны, в одинаковой степени достойны уважения. Больше того, простолюдины могут быть благороднее дворян. Именно Карамзин показал, что главным героем произведения словесности может быть простой человек, мир его чувств, жизнь его сердца.
* Акыллыга да әйттем −
Уйлады да белде;
Акылсызга да әйттем −
Тыңлады да көлде.
(Табышмак)
* Югалткан әйберең түгел, −
Эзләмичә тапмыйсың.
(Табышмак)
* Әйткәч, беләсегез килә,
Белгәч, көләсегез килә.
(Табышмак)
* Утыз тештән чыккан − утыз адәмгә җәелә.
(Мәкаль)
* Моны миңа сөйләде Алдар,
Әгәр сиңа очраса,
Ул сине дә алдар;
Болар барсы да ялган,
Ялган булса да,
Ак кәгазьгә язылган.
(Әкият)
* Үлчәүләрдә үлчәнми,
Базарларда сатылмый.
(Акыл)
* Аршынлы түгел, потлы түгел,
Һәркемдә бар.
(Акыл)
* Бер байлык бар − янмый,
Карак та урлый алмый,
Төшеп тә югалмый.
(Белем)
* Акыллы чәчә барыр,
Акылсыз җыя барыр.
(Белем)
* Ачыдан ачырак, татлыдан татлырак,
Усалдан усалрак, дөрестән дөресрәк
Нәрсә бар дөньяда?
(Тел)
* Акчасыз керәсең, хәзинә алып чыгасың.
(Мәктәп)
* Агач түгел − яфраклы,
Тун түгел − тегелгән.
(Китап)
* Кабат-кабат катлама,
Акылың булса ташлама.
(Китап)
* Теле юк − үзе аңлата.
(Китап)
* Анда бар да бар.
(Китап)
* Өнсез, җансыз − иң якын дус.
(Китап)
* Кечкенә генә сандыкка бөтен дөнья сыйган.
(Китап)
* Ак җир, кара тап,
Нәрсә булыр, уйлап тап.
(Китап)
* Ак ялан, кара сукмак, −
Йөри белгән эз табар.
(Китап)
* Ача да яба, ача да яба,
Җавабын зирәк таба.
(Китап)
* Киштә башында төпле төргәк,
Аңа һәр өйдә хөрмәт,
Һәркемгә дә иң кирәк.
(Китап)
* Кул белән чәчәсең, күз белән җыясың.
(Язу, уку)
* Җирлеге ак, орлыгы кара,
Җимеше ни булыр? −
Тикшереп кара.
(Кәгазь, юзу, уку)
* Кәкре-бөкре сызылган,
Хәрефләре сыгылган,
Асты бар, өсте бар,
Тырма кебек теше бар.
(Язу)
* Аш ашамас,
Кара су эчәр,
Дөньяда кош кебек очар,
Күңелләргә нур чәчәр.
(Язу)
* Җир өстендә күп кешеләр
Кар өстенә кара солы чәчәләр.
(Язу)
* Бишәү чәчә, берәү жыя.
(Язу, уку)
* Иген чәчте биш малай,
Урдылар ике агай.
(Язу, уку)
* Кул белән чәчәсең,
Күз белән җыясың.
(Язу, уку)
* Җире ак, орлыгы кара,
Кул белән чәчәләр,
Авыз белән җыялар.
(Кәгазь, язу, уку)
* Ак ялан,
Ак яланда эз калган,
Эз өстендә күз калган.
(Кәгазь, язу, уку)
* Җаны юк, үзе кырык төрле тел белә.
(Каләм)
* Үзе укырга белмәсә дә гомер буе язына.
(Каләм)
* Кәгазь өстен карайта,
Дөнья йөзен агарта.
(Каләм)
* Үзе бер карыш,
Теле мең карыш.
(Каләм)
* Үзе йөзә − чылбыр тезә.
(Каләм)
* Авызы бер, теле ике, җаны юк.
Сөйләгән сүзенең һич саны юк.
(Каләм)
* Менә табышмак, уйлап кара:
Суы тәмсез, йөзе кара,
Чиләгенең төбе юк,
Файдасының чиге юк.
(Кара һәм кара савыты)
* Кара кыр буйлап ак куян чаба.