Искусство чтения – это умение осмысленно воспринимать информацию, изложенную на бумаге. Этому умению люди учатся всю жизнь. Начинается оно даже раньше, чем овладение грамотой. А именно, с умения слушать и слышать.
Первые книги мы читаем по совету родителей, друзей, по школьной программе. Дальше мы делаем свой собственный выбор, находя в море литературы созвучные нашему видению мира или наталкивающие на размышления, спор, изучение произведения.
Как же научиться читать так, чтобы осмыслить сказанное, понять, проанализировать и вплести в картину мира? Нужно читать много, уметь подбирать литературу, опираясь на предложения авторитетных лиц, вести читательский дневник, писать сочинения или отзывы по прочитанному, обсуждать затронувшее, участвовать в дискуссиях, литературных клубах.
Чтение – не просто занятие, не только наполнение разума или любовь к слову. Это искусство прожить не одну жизнь.
Я думаю, что счастлив тот писатель, который нашел своего читателя. Ведь важен не только талант писательский, но и читательский талант тоже важен. Талантливый читатель - это тот, кто в совершенстве овладел искусством чтения. Что это значит? Только ли умение складывать буквы в слова, а слова - в предложения? Нет, тут всё намного сложнее. Икусство чтения предполагает умение читать не только печатные строки, но и "между строк", улавливать не только прямой, но и скрытый, тайный смысл написанного. Если вы умеете постичь те истины, которые вложены писателем в его повествование, разгадать те символы, которые в нём (повествовании) скрыты, значит, вы овладели искусством чтения.
Преследуя цель осмеять и тем самым дискредитировать в глазах читателя рыцарские романы, о чем прямо заявлено в Прологе к первой части.
Трансформируя мотив "свихнутости" героя Сервантес представляет "рассудительное сумасшествие" Дон Кихота как особое состояние сознания человека, находящегося в положении читателя созидаемого им в процессе чтения текста.
Воспоминания о былой славе предков смешались в сознании Дон Кихота с впечатлениями, полученными от чтения рыцарских романов, которые создавались и издавались в огромном количестве в Испании и в Португалии на протяжении первой половины XVI века.
Подобно ребенку. Дон Кихот считает, что если какую-нибудь вещь назвать соответствующим именем и пожелать, чтобы она была тем-то и ничем иным, то так
оно и будет. Так, он признает и решает, что его мослатый жеребец, если его назвать звучным именем Росинант, будет вполне добрым конем, а деревенская девица Альдонса Лоренсо, названная Дульсинеей, вполне сгодится на роль дамы его сердца, поскольку странствующий рыцарь обязан иметь таковую.
Претворяя в жизнь свой «неписаный» рыцарский роман, герой Сервантеса постоянно оглядывается на устав мифического ордена странствующих рыцарей, членом которого себя осознает. Его поведение "запрограммировано" канонами рыцарского повествования и идеей подражаня. . Но подражание деяниям и любовным страданиям книжных рыцарей помимо воли самого идальго превращается в пародирование - в передразнивание. Слова и дела Дон Кихота попадают не в тот контекст. Накладываются на "низкий" текст обыденной действительности, что иронически обыгрывается автором.