Основная идея рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" выражена в словах отца и деда мальчика: "Тайга хлипких не любит". Они и воспитали мальчика так, чтобы заблудившись в тайге в 13 лет, он не растерялся, подавил страх и отчаяние, вспомнил рассказы старших и постарался вести себя так, чтобы выжить и выбраться из тайги. Его твердость характера, наблюдательность и внимание к известным ему приметам найти выход. Совсем еще ребенок, под дождем, ночуя в холодном лесу, в мокрой одежде и сапогах с отстающей подметкой, имея несколько спичек и патронов, вел себя как настоящий таежник; терпеливо и трудолюбиво, разумно и оценивая обстановку . И даже не заболел. Наградой ему было то, что на районной карте найденное им богатое рыбой озеро названо его именем. Хвастать-то ему не позволили! Автор не подчеркивает страдания Васютки. Название рассказа делает акцент на их преодолении и итоге. "Васюткино озеро" - не просто обозначение на карте, не только озеро, настолько богатое рыбой, что стало пунктом постоянного промысла, это - взросление Васютки.
Сашка — герой «рождественского рассказа» Андреева — «обладал непокорной и смелой душой <...> не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери...». Перед Рождеством С. выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на елку в богатый дом. Перед уходом в гости отец С. — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с елки. Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», писал о С.: «Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо. <...> все было так, как водится во многих порядочных семьях, — просто, мирно и скверно». «Злому мальчику», как назвали С., глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» С. «блеснули изумлением»: «На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумленный С. увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил...». С. сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с елки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка». С. приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.