защитники родины в изображении лермонтовамогу предложить важное место в творчестве м. ю. лермонтова занимает тема родины. она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. на противопоставлении основано более позднее стихотворение лермонтова "бородино", написанное в 1837 году в честь 25-летия бородинской битвы. поэт противопоставил идеализированное прошлое настоящему и устами старого солдата вынес приговор современному лермонтову поколению: "богатыри- не вы". это произведение, прославляющее оружие, является реалистическим описанием великой битвы. поэт открыл новый источник своей веры в родину: уж постоим мы головою за родину свою. простой, отнюдь не человек, умирающий от пулевого ранения в грудь, дает поручение боевому товарищу в стихотворений "завещание" (1841) передать "родному краю". чувством патриотизма проникнуто стихотворение "родина", написанное в 1841 году, один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве лермонтова. уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине: люблю отчизну я, но странною любовью! не победит ее рассудок мой. ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья не шевелят во мне отрадного мечтанья. новая, без патетики любовь к отчизне непривычна поэту, он сам называет ее "странною". о деревне рассказывается при прозаизмов вплоть до "говора пьяных мужичков". "родина"-- свидетельство приятия жизни как она есть. кроме конкретного воплощения образа родины, в творчестве лермонтова есть и романтический идеал. родная сторона наделила лирического героя стихотворения "листок" жизненной энергией. дубовый листок, "оторванный от ветки родимой", "засох", "увял". автор презирает людей, у которых нет родины, нет "страдания". этот мотив звучит в стихотворении "тучи": вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания. таким образом, тема родины для лермонтова оказывается шире темы россии. своей малой родиной лермонтов считал пензенское имение тарханы, описание которого представлено в стихотворении "как часто, пестрою толпою окружен.. " (1840). герой "памятью к недавней старине летит. .вольной, вольной птицей": и вижу я себя ребенком, и кругом родные все места: высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей; зеленой сетью трав подернут спящий пруд, а за прудом село дымится - и встают вдали туманы над полями. воспоминания об этих местах для героя "как свежий островок" "на влажной пустыне морей". кроме того, своей малой родиной лермонтов считает и москву. "москва моя родина", - пишет лермонтов в одном из писем. поэт признается в любви к древней столице еще в ученическом сочинении "панорама москвы", в раннем наброске "кто видел кремль в час утра золотой": кто видел кремль в час утра золотой, когда лежит над городом туман, когда меж храмов с гордой простотой, как царь, белеет башня великан? на протяжении всего своего творчества лермонтов использовал как реалистический, так и романтический методы изображения действительности, создавая образ родины в своих произведениях. для него понятие "родина" шире, чем понятие "россия". в его творчестве нашли отражение образы кавказа, "малой родины" - имения тарханы, москвы. к этим местам он испытывал чувство глубокой любви, патриотизма, но при этом лермонтов всегда оставался гордой, одинокой личностью, противопоставленной миру людей, обществу, что было обусловлено временем жизни поэта - периодом реакции, наступившей в стране после поражения восстания декабристов, а также особенностями внутреннего мира самого поэта. в. белинский, отмечая национальный характер творчества м. ю. лермонтова, писал: "это поэт чисто , народный, в высшем, благороднейшем значении этого слова".
Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию.
Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество.
Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта.
Однако лирический герой уверен, что у несчастья всегда есть верная сестра – надежда. И он надеется, он верит в человека, в борца, который в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника поддержать ссыльных им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться:
оковы тяжкие падут, темницы рухнут –
и Свобода вас встретит радостно у входа,
и братья меч вам отдадут.
Финал стихотворения звучит оптимистично, он полон надежды и веры.
Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их, было одним из немногих радостных событий их каторжной жизни.