1)Чацкий 2)Фамусовсое общество
ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ,ЧИНАМ,КАРЬЕРЕ:
1)"Чины людьми даются,а люди могут обнануться."
Сперва насмешливо,а затем гневно протестует против господствующих в обществе равов,которые требуют рабской покорности,лицемерия и при Фамусов:"При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины,свояченицы,детки...
Будь плохенький,да если наберется
душь тысячки две родовых,-
Том и жених."
Молчалин:"ведь надобно ж зависеть от других. ...В чинах мы небольших"
ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ:
1)"Служить бы рад,прислуживаться тошно..."
"Когда в делах- я от веселий прячусь,
Когда дурачиться-дурачусь,
А смешивать два этих ремесла
Есть тьма искусников,я не из их числа"
2)Фамусов:"...Обычай мой такой:
Подписано,так с плеч долой."
Молчалин:"Ну,право,что бы вам в Москве у насслужить?
И награжденья брать и весело пожить?"
ОТНОШЕНИЕ К КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ:
1)Фамусов о Чацком(с ужасом)
"Опасный человек!Он вольность хочет проповедать!Да он властей не признает!"
Называет крепостников-помещиков "знатными негодяями",одни из которых "на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей,отцов отторженных детей",которые затем были все "распроданы по одиночке".Мечтает избавить русский народ от рабства.
2)Хлестакова:"От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку,-
Вели их накормить,ужо,дружочек мой.
...От ужина сошли подачку"
В этом обществе человек и собака имеют одинаковую ценность: помещик меняет крепостных, которые "не раз и жизнь и честь его на трех борзых собак.
ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ:
1)Хорошо образован.
фамусов о Чацком
"...он малый с головой,и славно пишет,переводи"
2)Хлестакова:"И впрямь с ума сойдешь от этих,от одних
От пансионов,школ,лицеев..."
Скалозуб:"...Ученостью меня не обморочишь..."
Фамусов:"...Ученье- вот чума,ученость- вот причина,
Что нынче пуще,чем когда,
Безумных развелось людей,и дел,и мнений"
КАК ГЕРОИ ПОНИМАЮТ УМ:
1)"Есть люди важные,слыли за дураков...
... но призваны всем светом,
Особенно в последние года,
Что стали умны,хоть куда..."
(Предполагают,что эти строки посящены Александру 1)
Ум в понимание Чацкого- это просвещение,передовые взгляды,стремление искать блага не для себя,а для Отчизны.Для Фамусова- это ум бунтовщика,"карбонария".Вот почему в его восприятии ум Чацкого- это безумие(в их мире на гонения обречены всякая независимая мысль,всякое искреннее чувство).
2)Софья(о Чацком)
"Ум эдакий ли ум семейство осчастливит..."
ум в фамусовском обществе- это умение сделать карьеру,добиться чина,жить богато,жениться выгодно-"дойти до степеней известных".Это практический,житейский,изворотливый ум.
Действительно, что лучше: истина или сострадание?
На мой взгляд, это два совершенно разных невзаимоисключающих друг друга понятия.
Если бы во был поставлен иным образом, например: «Что лучше истина или ложь?
», - я бы могла сразу ответить: «Конечно, истина».
Но в пьесе Горького «На дне» поставлены именно эти два понятия, над которыми нужно много думать и рассуждать.
Прочитав пьесу «На дне», мы познакомились с двумя центральными фигурами, несущими за собой две разные идеологии.
Старик Лука, убежден, что человеку необходимо давать надежду, пусть даже она построена на лжи.
Он так проявляет свое сострадание к людям, таким образом пытается тем, кто находится на самом «дне» жизни, не имея возможности выбраться с этого «дна».
Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь никогда не изменится и поэтому пытается увести человека в мир иллюзий, веря, что «не всегда правдой душу вылечить».
И если изменить земную жизнь нельзя, Лука пытается хотя бы изменить взгляд человека на жизнь.
Казалось бы, зачем он все это делает?
Корысть?
Нет, не корысть движет Лукой.
Это понимает даже циничный, никому неверящий Бубнов: «Вот - Лука... много он врет... и без особой пользы для себя... » Пепел так же пытается разобраться: «Нет, ты скажи - зачем тебе все это... » Наташа задает во Луке: «Отчего ты - такой добрый?
». Отсюда видно, что Лука старается во благо тех, кому он и лжет.
Все было бы прекрасно, и я готова была бы уже сказать: «Да, сострадание - это прекрасно, оно дает надежду!
» - но это не совсем так, потому что, как мы видим по сюжету, сострадание Луки загубило несколько жизней ночлежников.
Итак, носителем истины является Сатин, картежник и шулер, который очень далек от того идеала человека, о котором сам постоянно говорит: «Человек!
Это - великолепно!
Это звучит ... гордо!
» Сатин эгоистичен, груб и высокомерен, он предлагает ночлежникам единственный выход - ничего не делать и сам не очень то хочет трудиться.
Он убежден, что человек должен принимать истину, какая бы жестокая она не была.
Но большинство жителей ночлежки отказываются слушать его, так как, конечно, лучше верить во что-то лучшее, нежели принимать правду жизни.
Сравнив две идеологии, модно сделать вывод, что те убеждения, которые приводил Сатин, годится только лишь для сильных людей, которых правда не «сломает».
Идеология Луки подходит тем людям, которые не принимать правду.
Может быть сострадание к ним других людей это их последняя надежда на дальнейшую жизнь, пусть даже в мире иллюзий.
И что же в итоге лучше: истина или сострадание?
С определенной точностью на этот во ответить нельзя, но я уверена, что и истина, и сострадание человеку необходимы.
На дворе стоял ноябрь, было довольно холодно, а прекрасная река Нева все играла своими волнами. Евгений, являющийся мелким чиновником, возвращается домой уже очень глубоким поздним вечером, его ожидала тихая каморка, далеко не в самом богатом районе Санкт-Петербурга, под названием Коломна. Некогда его род был богат и знатен, но этого уже дано никто не помнит, а он в свою очередь давно перестал общаться со знатью.
Евгений нервно вертясь, никак не может уснуть, его очень беспокоит положение в обществе и о то, что из-за разведения мостов он несколько дней не может повидаться со своей любимой, которую зовут Парашей, так как она живет на том берегу реки. Он уходит в мечты о свадьбе, о детях, о счастливой жизни и любящей семье, где он будет любим и ценен и где наступит покой. И с этим засыпает в своих прекрасных мечтаниях…
Новый день не принес ничего хорошего. Разбушевавшаяся, силами ветра, река затопила весь город. Волны похожие на армию, захватившую все на своем пути смывали дома, людей, деревья и все, что попадалась им на пути. Люди поговаривают, что это кара господня и даже царь смиряется со своей участью, и принял, что он слаб перед господом и он не во власти, что либо изменить.
На площади Петра, высоко, на мраморном льве сидит Евгений, он уже давно перестал чувствовать, что то, а тем временем ветер срывает с него шляпу и быстро поднимающиеся потоки воды щекочут подошву его ботинок. Дождь льет, как из ведра. Евгений осматривает другой берег реки, ведь там совсем недалеко от воды живет она, самая прекрасная и любимая женщина. Он настолько поглощен своими мыслями, что совсем не видит происходящего рядом с ним.
И вот Нева вновь входит в свои берега, бушующая вода стихает. Он бежит к реке и договаривается о переправе на другой берег с сидящим на берегу лодочником. После переправы он не узнает мест, в которых очень часто бывал, все разрушено стихией, поваленные деревья, снесенные дома, мертвые люди повсюду – это наводит на него ужас. Он быстро приближается к дому где живет его любимая, но не находит его.
Новый день дает всем жителям спокойствие, все разрушения потихоньку приводят в порядок и только Евгений никак не может смириться. Он блуждает по городу, в глубоких размышлениях, а вчерашняя буря до сих пор стоит в его глазах. И так он блуждает месяц за месяцем живя на то, что как говориться «Бог подаст».
Евгений абсолютно не замечает ничего происходящего вокруг него, ни детей бросающих в него камнями, ни кучеров которые хлещут его плетями. Одинокой ночью, в своем сне он вновь попадает в тот ужасающий день. Он просыпается и начитает нервно бродить по городу, вдруг он замечает дом, перед которым стоят те самые львы. Евгений кругом огибает памятник и начинает чувствовать себя очень взволнованно. Гнев переполняет его, но вдруг он замечает, что лицо грозного царя пытается обратиться к нему, и сбегает прочь от него в ужасе.
Он прячется всю ночь по всем дворам и подвалам города, так как ему все еще кажется что топот копыт ищет его. И в будущем когда он несколько раз проходил мимо этого памятника он снимал свой картуз и прижимая руку к своему сердцу просил прощения за свои мысли, за злость что испытывал тогда.
Недалеко был пустой уже давно обветхий домик, именно у его порога и нашли мертвое бездыханное тело бедного чиновника Евгения.