рассказ-миниатюра поднимает тему халатности, которая в россии была всегда. кто виновен в том, что мужики вытаскивают из железной дороги гайки, в результате чего происходят аварии поездов и гибнут люди? в ходе прочтения произведения совершенно не создаётся впечатление, что у дениса был такой
умысел и он — злостный нарушитель закона. он предстаёт перед судом босой — значит, он беден, и невод — это способ его выживания. разве можно его обвинять в том, что он добывает себе пищу? ведь у него и в мыслях нет убивать невинных людей.
в рассказе чётко звучит проблема того, кто истинный
виновник этой халатности и настоящий злоумышленник. господа, которым деревенские мужики эти снасти, прекрасно знают, откуда на неводах гайки. и они-то уж наверняка гораздо сообразительнее мужиков и прекрасно понимают, к чему может такое «рукоделие» мужиков. но они молчат. молчат и продолжают
покупать неводы с гайками из рельсов.
рассказ написан в реалистическом направлении, так как конкретно рисует картины российской действительности на конец xix века. произведение необычно по своей композиции, так как не имеет ни начала, ни конца: кусок суда над денисом словно вырван из общего
хода следствия. приговор остаётся неизвестным: чехов хотел, чтобы читатель вынес его сам.
короткий по содержанию, но ёмкий с точки зрения идеи, рассказ а. п. чехова «злоумышленник» заставляет читателя задуматься над темой халатности в россии и её истинных виновниках.
Рассказ «Холстомер» очень аллегоричен. Одни реалии здесь показаны через другие. Так, образ табуна – это человеческое общество, лошади в нем – слепая и бездумная толпа, слепо потакающая правилам, придуманным невесть кем и невесть для кого.
У образа Холстомера два прочтения. С одной стороны – это личность, выделяющаяся из общества. Холстомер становится изгоем не из-за того, что он глуп, коварен, зол, лжив. Эти качества, увы, воспринимаются обществом как норма, а в некоторых случаях могут даже вывести своих обладателей в ряды лидеров. Непохожесть коня крылась в причинах, никоим образом не зависящих от него – он имел несчастье родиться пегим. «Я был пегий, я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому, а им». Только из-за того, что он изгой (пегий), к нему относятся, как к вещи: продают, покупают, выбрасывают, когда надоел, издеваются.
С другой стороны Холстомер – это собирательный образ типичных черт русского мужика, который всю жизнь тяжело трудится, чтобы потом безвестно умереть. И самое жуткое, что он не восстает против своего рабского положения, он лишь тихо ропщет и смотрит страдальческими глазами в небеса. Он силен, он умен, он смел и отважен, но он покорен и в этом его беда. И как бы парадоксально это не звучало, он порой слепо любит своего мучителя, как любил Холстомер гусара Серпуховского.
Итак, главная творческая задача Толстого заключалась в том, чтобы в аллегорической форме показать современное классовое общество, его шокирующую несправедливость. Живописать общество, где до сих пор есть рабский труд, покорное служение, где один безнаказанно может унижать другого.