«Капитанская дочка» — последний роман А. С. Пушкина. Произведение состоит из записок Гринева, который не сумел сказать всей правды на суде, чтобы не запятнать чести капитанско дочки Маши Мироновой. Свой рассказ-исповедь он адресует потомкам. Жизнеописание Гринева является основой хроникального сюжета романа. Формирование личности Гринева — это непрерывная цепь испытаний чести и порядочности молодого дворянина.
В начале повествования перед нами недоросль, затем молодой офицер, совершенно не готовый к жизни. Нравственный потенциал героя раскрылся во время Пугачевского восстания.
Но самым главным нравственным испытанием явился для Гринева выбор: подчиниться решению генерала остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши «вы один у меня покровитель заступитесь за меня, бедную! » Человеческое начало взяло верх и Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы Машу.
Широта проблематики выводит «Капитанскую дочку» за пределы только исторического романа. Мне думается, что исторические события здесь служат фоном для развертывания романа-притчи о чести и долге, недаром эпиграфом к роману стала пословица: «Береги честь с молоду» . Отношение к капитанской дочке Маше Мироновой стало в романе критерием оценки честности, порядочности. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Честность Гринева привлекла к нему Пугачева, понятие о чести и долге Машу Миронову — капитанскую дочку — от бесчестья. Поэтому, я думаю, А. С. Пушкин и назвал роман «Капитанская дочка».
Автор описывает торжественность события. Природа в предвкушении рождественского чуда. Неизвестность, настороженность, предчувствие события, которое изменит жизнь. И лес, и озеро, и снег, и звери в ожидании события, которое волнует, завораживает, предвосхищает Рождество. Таинство рождения Христа отражено в описании природы, в состоянии людей, в их поведении. Автор погружает читателей в атмосферу прекрасной священной ночи, давая возможность пережить эти чувства, которые испытывали волхвы в этой таинственной обстановке.
Анализ стихотворения б. пастернака «рождественская звезда». олег вальяников в стихотворении бориса пастернака «рождественская звезда» лирический герой, выступая в роли рассказчика, изображает невероятно торжественный, знаменательный эпизод из священной книги «евангелие» – рождение христа. он старается максимально ярко передать происходящее: блаженный трепет, благоговение всего живого перед чудом, перед чем-то искренне, бесконечно добрым, готовым простить людям все их грехи, приняв страдание на себя. всё стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей: первые его строфы повествуют о месте, где родился младенец; далее перед нами восходит образ звезды, словно божьим гласом предвещающей всему о случившемся; появляются спешащие к вертепу пастухи, вместе с ними идут бестелесные ангелы… все желают лицезреть божьего сына. начиная читать стихотворение, человек тут же проникается пытливым волнением грядущего, которое создаётся поэтом при , прежде всего, ритма – разностопного амфибрахия, , с другой стороны, некоторую лаконичность. предложения, в меру распространённые, изобилуют большим количеством существительных – предметов и существ, описываемых в произведении. даже если прочитать только их, всё равно сложится ясная картина происходящего: зима, ветер, степь, младенец, вертеп, склон, холм… это говорит о мастерстве и точности пастернака при создании ключевых образов, читателю ярко проецировать сюжет у себя в со-знании. сюжет стихотворения, в свою очередь, опирается на несколько главных слов, вокруг которых автор как бы сосредотачивает свои описания. на удивление, эти слова, почти лишённые эпитетов, простые, но скрашенные сравнениями или олицетворением, как при описании звезды: самые важные, на мой взгляд, три слова – «младенец», «звезда» и «все». о значении первых двух заявлено в тематике стихотворения, а третье обуславливается тем, что отражает всеобъемлемость случившегося – младенец – «весь сияющий», и – «всё пришедшее после… все мысли веков… все мечты… все миры…» важен символический смысл последней строфы. здесь б. пастернак обращает вни-мание читателя на обособленную, не земную, природу чуда, говоря о звезде как о «гостье», отождествляя её в то же время с младенцем и тем самым показывая неразрывность обоих миров.
В начале повествования перед нами недоросль, затем молодой офицер, совершенно не готовый к жизни. Нравственный потенциал героя раскрылся во время Пугачевского восстания.
Но самым главным нравственным испытанием явился для Гринева выбор: подчиниться решению генерала остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши «вы один у меня покровитель заступитесь за меня, бедную! » Человеческое начало взяло верх и Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы Машу.
Широта проблематики выводит «Капитанскую дочку» за пределы только исторического романа. Мне думается, что исторические события здесь служат фоном для развертывания романа-притчи о чести и долге, недаром эпиграфом к роману стала пословица: «Береги честь с молоду» . Отношение к капитанской дочке Маше Мироновой стало в романе критерием оценки честности, порядочности. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Честность Гринева привлекла к нему Пугачева, понятие о чести и долге Машу Миронову — капитанскую дочку — от бесчестья. Поэтому, я думаю, А. С. Пушкин и назвал роман «Капитанская дочка».