Королевич Елисей. Тут случай посложнее. У него из-под венца убежала невеста. Это говорит о том, что его мужскому достоинству нанесен сильнейший и возможно непоправимый удар. Поэтому, он собирает дружину и едет ее искать… Ищет и плачет… Плачет и дальше едет… Плачет не о ней, а о себе… Ведь никто даже ему не хочет… Не знаю когда, но вроде бы они виделись… Но если и виделись, то только очень мало. Одно упоминание об этом, что ему еще раз хочется увидеть царевну, и только когда он узнает, что она уже мертва. Это хорошо. Не надо обидчиков наказывать, не надо за измену убивать свою еще будущую жену. Вообще, он, по-моему, только для этого ее искал. Потому что ее отец плюнул на нее, мачеха вообще зуб точила… А честь надо было любым путем. Так что начиналась их совместная жизнь прекрасно. Позавидуешь. Интересно, что он понапридумывал за то время, когда ее искал?
В этом произведении отражена эпоха, наступившая в России после 1812 года. В художественных образах она даёт яркое представление о русской общественной жизни.
С огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик дворянско-крепостнического общества, в котором люди ценились по числу принадлежащих им крепостных рабов. В этом обществе, лишённом чести и достоинства, задавали тон «знатные негодяи», которые грабительством добывали себе почести и богатство, доносчики загорецкие, распространители сплетен, гонители просвещения.
Пьеса написана автором с соблюдением основных законов классической комедии. В основе сюжета — любовный конфликт. Но произведение создавалось скорее ради конфликта социального и нравственного. Участники конфликта — Александр Андреевич Чацкий, молодой человек с прогрессивными взглядами, и светское общество во главе с Павлом Афанасьевичем Фамусовым.
Люди фамусовского круга — корыстолюбцы, эгоисты — проводят своё время в светских развлечениях, пошлых интригах, сплетнях. Рабской морали фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое, декабристское, понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими — таковы моральные принципы Чацкого. Подобно самому Грибоедову, Чацкий видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине.
Третье действие комедии является кульминацией основного конфликта произведения. Оно посвящено развёртыванию неизбежного столкновения между Чацким и московским обществом. Прямое столкновение Чацкого начнётся с его беседы с Молчалиным. Чацкому кажется, что человека «с такими чувствами, с такой душою» Софья любить не может, а все её похвалы в адрес Молчалина — только ввести его в заблуждение.
На вечере в доме Фамусова произойдут встречи Чацкого с каждым гостем. Вначале всё выглядит безобидно. Но затем атмосфера начинает накаляться. Вначале Чацкий вызывает раздражение и озлобление Натальи Дмитриевны беседой с ее мужем, Платоном Михайловичем. С приездом каждой новой группы гостей противостояние будет укрепляться.
Грибоедов показывает, что в фамусовском обществе отнюдь не дружелюбная обстановка, здесь нет душевной близости. Дамы друг другу завидуют, сплетничают, господа рассуждают о чинах и наградах. Но зато мнение о чужаке Чацком оказалось единодушным: он — сумасшедший. После беседы Чацкого с графиней внучкой, когда она выкажет ему свою обиду на молодых дворян, отдающих предпочтение не русским невестам, а французским модисткам, противостояние Чацкого и общества будет развиваться очень стремительно.
Так же стремительно будет развиваться и слух о сумасшествии Чацкого. Его случайной виновницей стала Софья.
Чацкий настраивает против себя Хлёстову, посмеявшись над похвальной речью в адрес Загорецкого. Затем он задевает и самого Загорецкого, также презрительно отзывается о Молчалине. Таким образом, Чацкий, благодаря своей язвительности и дерзости, становится врагом для каждого присутствующего и изгоем в доме Фамусова.
В сцене бала главным становится не любовный конфликт, а социальный. Основным здесь оказывается не поединок Чацкого и Молчалина со Скалозуба за руку Софьи, а поединок Чацкого с обществом. Общество предъявляет Чацкому смешные, нелепые претензии. Действительно, Наталья Дмитриевна возмущена тем, что её мужу Чацкий «совет дал жить в деревне», графиня внучка сообщает, что её он «модисткою изволил величать», Молчалин поражается, что ему Чацкий «отсоветовал в Москве служить в Архивах». И виной безумия молодого человека свет ставит книги и образование:
И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;
Да от ланкартачных взаимных обучений.
Отвергнутый любимой девушкой и светом, Чацкий одерживает моральную и духовную победу над обществом. Хотя, с другой стороны, фамусовское общество успешно справилось с главной задачей: дружное участие в клеветническом сговоре избавиться от лишнего и чуждого человека. «Общественное мненье» сыграло одновременно в личных интересах и Софьи, и Фамусова. Пьеса здесь как бы вновь возвращается к исходной ситуации — дом Фамусова без Чацкого.
Финал третьего действия «Горя от ума» завершается ремаркой: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись по карточным столам». Обличительная речь Чацкого не тронула ни одного из присутствующих на вечере. Борьба против фамусовых не завершилась в комедии. Чацкий уходит со сцены, но совсем не из жизни.
Справедливо заметил И. А. Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим… Чацкие живут и не переводятся в обществе… где… длится борьба свежего с отжившим, больного с здоровым… не состарился до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».