Повесть «Капитанская дочка» очень серьезное произведение. И хоть в ней речь идет о важных лицах, но мы, в первую очередь, обратим внимание на героя, который никогда не будет сидеть на равных за богатым столом с боярами, и не будет кататься на собственной колеснице. Ведь его положения далеко от всей этой роскоши. Да и будучи самим собой, он вряд ли смог бы достичь чего-то подобного.
Впервые Савельич появляется перед нами в то время, когда Петру Андреевичу из семьи Гриневых исполняется пять лет. Это был крепостной слуга, который за хорошее поведение был удостоен новой должности дядьки. Теперь он стал воспитателем. И хоть до сих пор оставался слугой и не имел своей свободы, но ему больше не нужно было заниматься лошадью барина и другой тяжелой работой.
Итак, Савельич стал учить мальчика грамоте. После семи лет такой учебы, он выучил грамоту. Крепостной очень привык к Петру. Но идиллия длилась не долго. Отец мальчика нанял нового учителя. По словам нашего героя, ему это явно не понравилось: «Слава богу…кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги…». Савельич очень сильно был огорчен тем, что барину было мало своих людей: «… и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»
Наш герой по-настоящему стал ревновать мальчика, к которому так привык. Ему никак не хотелось, чтобы новый учитель французского и немецкого языков, стал для Петра Андреевича лучшим наставником, чем он сам.
Но скоро Савельич снова остался один с мальчиком. Гринев должен был уехать на службу. Сына взял с собой, а Савельич поехал в качестве няньки. Последний был так рад такому ходу событий, что постоянно читал морали Петру: «Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Человек пьющий ни на что не годен… Выпей-ка огуречного рассолу с медом…Не прикажешь ли?» В последней фразе не понятен до конца мотив Савельича. Он, то ли признает себя ниже мальчика, как слуга, то ли, наоборот, намекает на дружественные отношения. Наверное, и то и другое. Савельич настолько прост и открыт, что заставляет читателей умиляться.
Также, анализируя образ Савельича стоит отметить, чтот тот был очень набожным человеком: «Бога ты не боишься, разбойник!», «Господи владыко», «Слава тебе, владыко!», «Бог видит…», «Господи царю небесный…», «…бога буду молить», «…сказал он перекрестившись», «побойся бога», «ради бога», « старик крестился, читая про себя молитву», «…почивай себе до утра, как у Христа за пазухой». Но, вместе с этим, в его устах часто появляются не очень красивые выражения: «пьяница оголелый», « проклятый мусье».
Речь Савельича очень проста. Он часто говорит о самом себе. Но редко осуждает свои поступки. Он очень хороший слуга. В Савельиче никогда не было никаких злых умыслов против своего господина. Больше того, он готов был отдать жизнь ради Гринева. Даже когда пришел момент расстаться с хозяином, тот нашел себе утешение в том, что будет теперь служить невесте своего хозяина.
В образе Савельича Пушкин раскрыл свой талант – показывать в одном человеке так много качеств. Ведь, на самом деле, каждый человек многогранен. У всех есть внешняя оболочка, которую мы видим, и богатый внутренний мир, где спрятаны все мотивы и тайны. Только талантливый писатель может раскрыть на бумаге образ, который оживет во время чтения.
В первую годовщину войны Шолохов напечатал в «Правде» проникнутый публицистической страстностью и непоколебимой уверенностью в торжестве правого дела рассказ «Наука ненависти» . Давая высокую оценку этому про «ведению, «Правда» спустя несколько дней писала: «Как рождается в сердце бойца Красной Армии неугасимая ненависть к врагу, недавно рассказал в своей замечательной художественной повести «Наука ненависти» писатель Михаил Шолохов» . В основу этого рассказа автор положил действительные события, о которых поведал ему на фронте один из участников войны. Боец очень не хотел, чтобы родные узнали о его военных лишениях, о тяжелых испытаниях, познанных им в фашистском плену, и просил не называть его фамилию. Да и у Шолохова не было необходимости замыкаться в рамках частной судьбы. Рисуя крупным планом характер лейтенанта Герасимова, проходившего в суровых боях с врагом «науку ненависти» ,
писатель художественно зримо раскрывал национальный характер русского человека, оторванного войной от мирного труда, показывал становление и закалку советского воина.
«Наука ненависти» и «Наука побеждать» органически связаны между собой, немыслимей одна без другой.
Воля к жизни и сопротивлению, желание жить, чтобы сражаться, высокий воинский дух Герасимова школу ненависти к врагу, неистребимая жажда победы раскрываются Шолоховым как типические национальные черты русского народа, со всей силой развернувшиеся в годы великой битвы.
На первый взгляд кажется, что чтение – вопрос современности, однако, о важности книг задумывались уже много лет назад. Тысячи лет назад великими умами того времени собирались огромные библиотеки, такие как Великая библиотека в Александрии, библиотеки Ватикана, библиотеки в древнем Риме и в монастырях западной Европы. Даже в Древней Руси имелись свои немаленькие библиотеки, первую из которых основал Ярослав Мудрый. Важность книг и чтения доносят до нас даже старые русские пословицы, такие как : “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга мала, а ума придала”. И уж если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга? Совершенно очевидно, что читающий человек знает больше, понимает больше, а, следовательно, и рассказать другим может больше, чем не читающий. Читая книгу, человек будто бы проживает ещё одну жизнь, ведь он переживает, чувствует то, что чувствуют герои книги, старается понять их действия, мысли и побуждения. Он, словно, набирается эдакого воображаемого жизненного опыта, который, несомненно, в будущем ему не раз ещё пригодится. Это уже не говоря о том, что читающие люди пишут намного более грамотно, чем люди, не бравшие книгу в руки. Они, элементарно, более мягко и доступно излагают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе легче и приятней. Книги открывают человеку новые миры, новые горизонты, новые впечатления и переживания. Один неглупый человек в своё время написал: “…чем больше вариантов выбора у человека в каждой конкретной ситуации, тем больше его духовный мир”. Само собой, книги не дадут вам всех ответов, и всех вариантов на все случаи жизни. Однако, читая книги, вы обогатите свой разум ответами, до которых уже добрались люди, их написавшие. Ваш разум наполнится идеями и мыслями, которые расширят ваше мировоззрение, упрочнят позитивное отношение к жизни и окружающему миру, обогатят вас новыми идеями и целями. А не это ли духовный мир человека? Само собой, к чтению книг, как и ко многому в жизни, нужно подходить с умом. Весьма сомнительно, что читая только Стивена Кинга, или, например, исключительно Дарью Донцову, можно набраться вселенской мудрости. Многие люди, по своим личным убеждениям, читают только русскую классику. Другие не признают ничего, кроме классики западной. Третьи вообще напрочь открываются читать что-либо, кроме научной фантастики или мистики. На мой взгляд, это не очень-то правильно. Читать нужно всё. По крайней мере, пробовать. И чем больше в жизни человек прочтёт, тем больше он узнает и поймёт. Кто знает, может быть, ему даже откроются некоторые тайны, сокрытые от человечества веками. В заключении хочется вспомнить всем известную фразу и немножко перефразировать её на свой лад: “Глупый учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый… учится с книг”.
Повесть «Капитанская дочка» очень серьезное произведение. И хоть в ней речь идет о важных лицах, но мы, в первую очередь, обратим внимание на героя, который никогда не будет сидеть на равных за богатым столом с боярами, и не будет кататься на собственной колеснице. Ведь его положения далеко от всей этой роскоши. Да и будучи самим собой, он вряд ли смог бы достичь чего-то подобного.
Впервые Савельич появляется перед нами в то время, когда Петру Андреевичу из семьи Гриневых исполняется пять лет. Это был крепостной слуга, который за хорошее поведение был удостоен новой должности дядьки. Теперь он стал воспитателем. И хоть до сих пор оставался слугой и не имел своей свободы, но ему больше не нужно было заниматься лошадью барина и другой тяжелой работой.
Итак, Савельич стал учить мальчика грамоте. После семи лет такой учебы, он выучил грамоту. Крепостной очень привык к Петру. Но идиллия длилась не долго. Отец мальчика нанял нового учителя. По словам нашего героя, ему это явно не понравилось: «Слава богу…кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги…». Савельич очень сильно был огорчен тем, что барину было мало своих людей: «… и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»
Наш герой по-настоящему стал ревновать мальчика, к которому так привык. Ему никак не хотелось, чтобы новый учитель французского и немецкого языков, стал для Петра Андреевича лучшим наставником, чем он сам.
Но скоро Савельич снова остался один с мальчиком. Гринев должен был уехать на службу. Сына взял с собой, а Савельич поехал в качестве няньки. Последний был так рад такому ходу событий, что постоянно читал морали Петру: «Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Человек пьющий ни на что не годен… Выпей-ка огуречного рассолу с медом…Не прикажешь ли?» В последней фразе не понятен до конца мотив Савельича. Он, то ли признает себя ниже мальчика, как слуга, то ли, наоборот, намекает на дружественные отношения. Наверное, и то и другое. Савельич настолько прост и открыт, что заставляет читателей умиляться.
Также, анализируя образ Савельича стоит отметить, чтот тот был очень набожным человеком: «Бога ты не боишься, разбойник!», «Господи владыко», «Слава тебе, владыко!», «Бог видит…», «Господи царю небесный…», «…бога буду молить», «…сказал он перекрестившись», «побойся бога», «ради бога», « старик крестился, читая про себя молитву», «…почивай себе до утра, как у Христа за пазухой». Но, вместе с этим, в его устах часто появляются не очень красивые выражения: «пьяница оголелый», « проклятый мусье».
Речь Савельича очень проста. Он часто говорит о самом себе. Но редко осуждает свои поступки. Он очень хороший слуга. В Савельиче никогда не было никаких злых умыслов против своего господина. Больше того, он готов был отдать жизнь ради Гринева. Даже когда пришел момент расстаться с хозяином, тот нашел себе утешение в том, что будет теперь служить невесте своего хозяина.
В образе Савельича Пушкин раскрыл свой талант – показывать в одном человеке так много качеств. Ведь, на самом деле, каждый человек многогранен. У всех есть внешняя оболочка, которую мы видим, и богатый внутренний мир, где спрятаны все мотивы и тайны. Только талантливый писатель может раскрыть на бумаге образ, который оживет во время чтения.