Борьба бесперспективна (у Бальмонта) Борьба необходима (у Лермонтова)
Вывод
Лирический герой Бальмонта в сравнении с лермонтовским другой. Это - не романтически-возвышенный "парус", а именно "чёлн томленья".
Томление по идеалу, томительность жизни предполагает минорную угнетённую эмоцию; у Лермонтова же - парус "мятежный", а за этим стоит вызов, несогласие, неуспокоенность.
Итак, общее ощущение от бальмонтовской лирики - непосредственность, неиссякаемая жажда всё новых и новых впечатлений, музыкальность, умение поэтически возвысить непостоянство настроений вкусов, дробность мироощущения.
Однажды приехала Оля в гости к бабушке в деревню. После обеда вышла на улицу погулять. В соседнем доме жил одинокий старичок. Увидел он Олю, обрадовался, и говорит ей: "Олюшка голубушка, принеси мне воды с колодца, мне сегодня не здоровится." Оля подошла к старичку, постояла, подумала, взяла ведерко и пошла за водой. По дороге решила, обмануть старичка, лень ей было бежать за водой. Вернулась, подошла к дедушке и говорит: "Нет воды в колодце, одна тётенька пришла и всю воду вычерпала." Старичок ничего не ответил. Ночью Оле приснился сон, в котором она увидела, что вся деревня умерла без воды, один старик сосед остался. Сидит смеется. Говорит Оле:"Ты виновата, что вода в колодце пропала. Все из- за обмана твоего." Оленька проснулась рано утром и побежала к дедушке. Заглянула в окно, он спит еще. Схватила ведро и принесла воды. Дедушка вышел и говорит: "Что Оля, меня или народ деревенский?" Оля испугалась и ответила:"Простите дедушка. За себя я испугалась. Не хочу быть виноватой, если у других беда случится. Хочу чтобы совесть моя была чиста." Улыбнулся старик, простил её.
С Х О Д С Т В О
Чёлн - одинокое судёнышко - Парус
среди волн
ветра
бурного моря
Размышления о счастье
чуждый чистым чарам счастья (Бальмонт) Он счастия не ищет и не от счастия бежит (Лермонтов).
О поиске идеала:
Ищет светлых снов чертог (Бальмонт) Что ищет он в стране далёкой? (Лермонтов)
Об оставлении им родной знакомой стороны:
Бросил берег (Б) Что кинул он в краю родном? (Л)
Любуется приближением бури
Своеобразная красота, игра природных сил
величавый возглас волн (Б), играют волны, ветер свищет (Л)
Р А З Л И Ч И Я
Обстоятельства
Нет у К. Бальмонта картины спокойного моря - "мрак растёт'
"буря воет в бездне вод"
Вывод
Обстоятельства к одному благосклонны - струя светлей лазури
луч солнца золотой
Краски мира
однообразны (у Бальмонта) разнообразны (у Лермонтова)
чёрный чёлн (Б) белеет (Л.)
месяц матовый (Б) голубой (Л)
ночь чернеет и только идеал обрисован как "светлых снов чертог" (Б) светлей лазури, золотой (Л)
Вывод
больше звуков: больше живописных характеристик
вздох ветра
возглас волн
вой бури
аллитерация на "в"
мелодика стиха изысканна
в портрете "чёлн томленья" не случайность "отражённых слов друг в друге":
"чуждый чарам чёрный чёлн"
Воля героя Достоинство
Сломлена обстоятельствами (Б) Противостоит обстоятельствам (Л)
Вывод
Борьба бесперспективна (у Бальмонта) Борьба необходима (у Лермонтова)
Вывод
Лирический герой Бальмонта в сравнении с лермонтовским другой. Это - не романтически-возвышенный "парус", а именно "чёлн томленья".
Томление по идеалу, томительность жизни предполагает минорную угнетённую эмоцию; у Лермонтова же - парус "мятежный", а за этим стоит вызов, несогласие, неуспокоенность.
Итак, общее ощущение от бальмонтовской лирики - непосредственность, неиссякаемая жажда всё новых и новых впечатлений, музыкальность, умение поэтически возвысить непостоянство настроений вкусов, дробность мироощущения.
Объяснение: