Стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» является философским, потому как в нем поэт поднимает важную, волнующую его тему жизни и смерти. Лирический герой, находясь на пороге старости, охваченный «увяданья золотом», размышляет о пройденном им жизненном пути, сожалея об утраченной свежести, молодости, которая , «как с белых яблонь дым». Ему грустно оттого, что «тронутое холодком» сердце уже не будет биться так страстно и пламенно, как раньше, но герой знает, что все мы в мире «тленны» и конец неизбежен, потому и благодарит судьбу просто за то, что пришло время "процвесть и умереть».
Таким образом, поднятая в стихотворении С. Есенина вечная тема жизни и смерти позволяет отнести его к философской лирике.
Объяснение:
Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
Гоголь считал свое произведение «Мертвые души» поэмой – жанром, в котором сообщение о жизненных событиях происходит посредством оценки и восприятия рассказчика. Я считаю, что автор выбрал такое определение жанра своего произведения неспроста. Дело в том, что в этом тексте ярко выделяется авторское начало. Читатель может следить за цепочкой размышлений и переживаний писателя.
В «Мертвых душах» можно встретить ни одно лирическое отступление, что делает присутствие автора более заметным. Важно отметить и красоту, экспрессивность, эмоциональность языка произведения. Язык писателя уникален, музыкален, точен. Все это указывает на то, что в «Мертвых душах» есть признаки поэмы как лирического текста.