Гла главный герой романа и. с. тургенева “отцы и дети” — евгений васильевич базаров — погибает в финале произведения. базаров — сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. жизненная позиция евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, и другие виды искусства. базаров — нигилист. тургенев считает своего героя обреченным. у базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. автор показывает, как базаров остается одиноким. смерть базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. перед смертью он силен, спокоен и невозмутим. смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. непонятен оказался его нигилизм, — ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. мы испытываем к базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами — обыкновенный человек со своими страхами и слабостями. базаров - романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. но все же судьба совершила переворот в жизни евгения, и базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, силой духа. д. и. писарёв утверждает, что « базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения» . так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры» . смерть базарова - символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал базаров . но с авторской точки зрения смерть закономерна. тургенев определяет фигуру базарова как трагическую и «обреченную на гибель» . автор любил базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой» . тургенев хотел, чтобы читатель полюбил базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью. читатель понимает, что базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. у него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на аркадия он тоже не может. ему нет места в россии, да и за границей, , тоже. базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле евгения это. жизнь бесконечна, но только истинная.. тургенев мог бы показать, как базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “ умертвил ” своего главного героя. базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для россии человеком. базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем. почему же тургенев «убивает» своего героя? ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. общественные условия в россии не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. к тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. они не могли осуществить той титанической , которую перед собой ставили. они могли бороться, но не побеждать.
1)на похоронах мармеладова лужин приглашает к себе соню, чтобы сказать, что не сможет присутсвовать на похоронах и незаметно сует ей в карман 100 рублей. во время его разговора с соней в комнате около окна стоял лебезятников и он все видел, но он было подумал , что он поступает с добрыми намерениями. после лужин входит в комнату екатерины ивановны и при всех гостях обвиняет сонечку, а в это время у порога стоял лебезятиков и слушал эту клевету. в итоге лебезятников говорит всю правду, а раскольников объясняет причины поступка лужина, якобы то что его сестра отказала ему и он хотел посорить расольникова с его семьей, то что тот общается с такими людьми как соня. с раскольникова и лебезятникова лужина позорно разоблачают. 2)судьба дуни трагична. из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в дом к свидригайлову. из-за него она терпит унижения и позор. и вот появляется лужин, который хочет жениться на дуне. девушка понимает, что, выйдя замуж за лужина, она станет полностью зависимой от своего “спасителя”. и все это она делает ради брата, ради его будущего. раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы дуня не вышла замуж. и дуня начинает понимать истинные намерения лужина, начинает бороться за свою гордость.
«Солнце» Михаил Лермонтов
Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч!…
Так точно, дева молодая,
Твой образ предо мной блестит;
Но взор твой, счастье обещая,
Мою ли душу оживит?