Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева – художника проступает в романе «Отцы и дети» , который написан в годы перелома, в период подготовки и проведения крестьянской реформы. Писать обратился к важному моменту в жизни русского общества и показал идейную борьбу между «отцами» и «детьми» - новым поколением демократической разночинной интеллигенции. Роман назван «Отцы и дети» не случайно: противопоставил в нем людей 40-х годов, либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. Единство живых сил национальной жизни взрывается социальным конфликтом, поэтому в основе романа «Отцы и дети» лежит вот этот социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно сводить название романа «Отцы и дети» к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной средой, он имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения «отцов» и «детей» в полном смысле этого слова. Аркадий в глазах радикала Базарова – размазня, мягонький либерал барич. Базаров уже не может и не хочет признать, что мягкосердечие Аркадия и голубиная кротость Николая Петровича – еще и следствие художественной одаренности их натур, романтических, мечтательных, склонных к музыке и поэзии. Качества эти Тургенев считал глубоко русскими, ими он наделял своих героев. В русского человека легко «поломать себя» , Тургенев увидел теперь не столько великое наше преимущество, сколько опасность разрыва связи времен. Поэтому политической борьбе революционеров-демократов с либералами он придавал широкое гуманистическое освещение. Речь шла о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим. Русская литература всегда выверяла устойчивость и прочность общества семей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновению общественного, политического характера. Но семейная тема в романе не сохраняется и придает его конфликту особую гуманистическую окрашенность. Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческого общежития не поглощают нравственного содержания семейного начала. Отношения отцовско-сыновние не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на «сыновнее» отношение к настоящему и будущему отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. «Отцовство» в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего поколения к идущей на смену молодежи, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение. Мир устроен так, что «молодежь и старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной молодости, которая преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивает жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева. В ней присутствует конечно «снятый» , преодоленный драматизм конфликта между отцами и детьми. Существо этого конфликта лежит в самой природе вещей, и есть бесспорно продуманный ход Тургенева, начинающего первое знакомство с нигилизмом не через Базарова, а через его ученика – Аркадия. В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляется в неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста. «Нигилизм» Аркадия – это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, преданиям, авторитетам.
Вповести-сказке александра грина “алые паруса” отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. это мир мечтательницы ассоль и мир обывателей, ее окружающих. ассоль рано потеряла мать, а отец ее начал зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей игрушек. мир игрушек, в котором жила ассоль, естественно, формировал ее характер. а в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. вполне закономерно, что реальный мир испугал ее. убегая от него, пытаясь сохранить в своем сердце чувство прекрасного, она поверила в красивую сказку об алых парусах, рассказанную ей добром человеком. этот добрый, но несчастный человек, несомненно, желал ей добра, а обернулась его сказка страданиями для нее. и все же именно сказка ей не опуститься в болото обывательской жизни. там, в этом болоте, жили люди, которым недоступна была мечта. они готовы были издеваться над любым человеком, жившим, думавшим, чувствовавшим не так, как жили, думали и чувствовали они. поэтому ассоль, с ее прекрасным внутренним миром, с ее волшебной мечтой, они считали деревенской дурочкой. мне кажется, эти люди были глубоко несчастны. они ограниченно мыслили, чувствовали, сами желания их были ограниченными, но подсознательно они страдали от мысли, что им чего-то недостает. это “что-то” не было пищей, кровом, хотя у многих даже это было не таким, как им бы хотелось, нет, это было духовной потребностью человека хоть изредка видеть прекрасное, соприкасаться с прекрасным. мне кажется, что эту потребность в человеке нельзя вытравить ничем.