Мама, мамочка Ты как скатерть самобраночка Ты заботишься о мне Как о золотом коне Мы живём с тобой в всемире И в большой, большой квартире Я люблю тебя присладко И всегда у нас все гладко Никому тебя не дам Никому я не продам Я люблю тебя, ты моя момуля
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”, “Самоотверженный заяц”. М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. И идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.
Вот, какие пороки обличает писатель. Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
В повести “Детство” значительное место отведено Акулине Ивановне и Хорошему Делу, а в повести “В людях” - повару Смурому и кочегару Якову. Эти люди оказали огромное влияние на формирование чувств и мыслей Алеши Пешкова. В повестях они выделены как фигуры, значительные своей индивидуальностью и в них олицетворены добрые и талантливые начала русского характера. Духовный мир Алеши Пешкова населяли родственники и чужие люди, с которыми его столкнула тяжелая судьба. В формировании его сознания участвовали две силы, которые, казалось, были далеко не равны. Это силы зла и добра. В этих условиях возможность выбора в огромной мере зависела от ума Алексея, его характера, прирожденного умения наблюдать и воспринимать факты, явления жизни. Прекрасной особенностью Алеши было восприятие доброго и красивого и отталкивание от злого и дрянного, отравлявшего атмосферу в доме Каши-риных и вне его. В этом смысле особенно характерно противопоставление бабушки Акулины Ивановны и деда Каширина в сознании мальчика. Горький сохранил благодарную память о бабушке. Она воспитала в нем редкий дар-умение уважать и любить человека. Если в первых частях трилогии Горький показывал характер героя главным образом в сопротивлении уродствам жизни, то в III части - “Мои университеты” -дальнейшее развитие характера раскрывается в процессе духовного и .идейного формирования. Характер Алеши Пешкова складывался не только в сопротивлениях окружающей среде; сопротивление это было связано и с переоценкой ценностей, почерпнутых из книг и рассказов людей, имевших на него влияние. При этом он хотел и стремился самостоятельно осмыслить сложные явления и факты жизни. Действительность, которую “осваивал” юноша Пешков, раскрывалась перед ним в противоречиях, и нередко враждебных. Но она же и хранила в себе истину, а до этой истины он добирался, составляя мнения о разных “учителях жизни”.
На её шикарный мех,
На улыбку, ясный взгляд
Кошки с завистью глядят!
В шубке серой, бархатистой,
В шляпке серо-серебристой,
С сумочкой, на каблучках,
В светло-розовых очках…
Розовый и серый цвет –
Ничего нарядней нет!
Хвостик розовый у мамы,
Как у самой модной дамы,
Мы прекраснее хвоста
Не видали никогда!
У других хвосты похуже,
Тётя Хрюша любит лужи,
Тётя Ящерица, – ой! –
Потеряла хвостик свой.
А вот хвостик мамы нашей
Всех наряднее и краше.
Мы семьёй своей большой
Любим маму всей душой!
Лишь котята с тётей Кисой
Называют маму «Крысой»,
А наряд её крутой
Обзывают «крысотой».
И цыплята тёти Клуши
Говорят, что мы – хвастуши,
Что хвостищи хвастунов –
Лишь хвостишки грызунов.
Только павлинята сами
Любят хвастаться хвостами,
Мол, павлинии хвосты –
Эталоны красоты!
Мы не спорим, не шумим,
Мы на мамочку глядим,
Восхваляем, поздравляем,
Комплименты говорим!
Ведь для каждого ребёнка:
И котёнка, и крысёнка,
Мама – всех нежнее,
Мама – всех нужнее,
Мама – всех важнее,
Мама – всех роднее,
И понятна, и проста
От ушей и до хвоста!
От прекрасных милых ушек
До чудесного хвоста!
(Т. Шатских)