«Слово о полку Игореве» - величайшее произведение древнерусской литературы, написанное неизвестным автором в конце XII. В «Слове» рассказывается о неудачном походе на половцев под предводительством князя Игоря Святославовича.
В этом произведении все удивительно и достойно восхищения. Такое впечатление создается благодаря сюжетно-композиционным особенностям «Слова».
Например, одним из главных героев «Слова» являются не только люди, но и сама природа. Перед началом похода она предостерегает князя Игоря дурным предзнаменованием: происходит затмение солнца, и русские дружины оказываются скрытыми тенью. Когда Игорь в итоге терпит поражение, природа тоже не остается безучастной: автор описывает, как исполненная жалости поникла степь, и склонили ветви деревья.
Одним из центральных эпизодов «Слова» является «Плач Ярославны». Ярославна княгиня, жена князя Игоря, ожидающая его возвращения в Путивле. В своем плаче она обращается к природе (ветру, реке, солнцу), молит о князя Игоря, но и упрекает природу за то, что та половцам и погубила русское войско.
Хотя «Слово заканчивается хорошо, героям нужно было преодолеть множество испытаний, чтобы свои жизни и вернуться домой. Постоянно повторяющийся рефрен: «О русская земля! Уже ты за холмом» подчеркивает мотив тоски по родине.
Особую роль в композиции играет вступление: автор вспоминает древнего песнопевца Бояна, но сам не собирается придерживаться его манеры повествования: «Мы же по иному замышленыо эту повесть о године бед», потому что Бояну было свойственно восхваление князей, а автор «Слова» стремился быть объективным в своем повествовании и собирался рассказывать не только о победах русского войска, но и о бедах.
В конфликте Обломова со Штольцем за социальными и нравственными проблемами просвечивает еще и другой, историко-философский смысл. Печально-смешной Обломов бросает в романе вызов современной цивилизации с ее идеей исторического прогресса. "И сама история, - говорит он, - только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собирается с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни. Вот настали они - тут бы хоть сама история отдохнула: нет, опять появились тучи, опять здание рухнуло, опять работать, гомозиться.. . Не остановятся ясные дни, бегут - и все течет жизнь, все течет, все ломка да ломка".
Обломов готов выйти из суетного круга истории. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились наконец и успокоились, бросили погоню за призрачным комфортом, перестали заниматься техническими играми, оставили большие города и вернулись к деревенскому миру, к простой, непритязательной жизни, слитой с ритмами окружающей природы. Здесь герой Гончарова в чем-то предвосхищает мысли позднего Л. Н. Толстого, отрицавшего технический прогресс, звавшего людей к опрощению и к отказу от излишеств цивилизации.