Великий писатель Толстой в своих произведениях выводит на «сцену» разных героев, создавая для них такие ситуации в которых раскрывается вся человеческая суть.
Так, в рассказе «После бала» читатели знакомятся с молодым человеком Иваном Васильевичем, который беззаветно был влюблен в дочь полковника Б, Вареньку. Он готов был совершать глупейшие поступки и подвиги, ради возлюбленной. Даже, ее отец, казался ему образцом добродетели. Любовь кружила ему голову. А жизнь светилась нежно – розовыми тонами.
Он был счастлив. Ничего и никто не смущало его радости. Иван Васильевич, считал, что так будет всегда, и он по всей жизни пройдет рука об руку с Варенькой. Так было вечером. Чувства переполняли героя и рано утром, не в силах более находиться дома, он отправился бродить по улицам. Он и не заметил, как оказался на площади, где происходило какое-то странное действо. Иван Васильевич, не сразу понял, что это. А распознав суть происходящего, пришел в ужас. На площади, сквозь строй, гнали татарина, который сбежал из армии. Каждый из солдат, стоящих в шеренге должен был с силой ударить его по спине.
Командовал процедурой отец Вареньки - полковник Б. Один из солдат промахнулся и ударил ни с такой силой, которая была нужна начальнику. Полковник подошел к промахнувшемуся, и стал перчаткой, бить его, по лицу. Его лицо, при этом, было искаженно злобной гримасой. Это был совсем не тот благодушный, добрый старик, которого молодой герой, видел вечером, на балу.
Разительная перемена, которая произошла, настолько проникла в душу Ивана Васильевича, перевернула его мировые устои, нарушило гармонию и порядок человеческого осмысления. Это утро, изменило всю жизнь юноши. Он повзрослел, за эти несколько минут, и стал оценивать человека, не только, по его внешним качествам.
Повторы являются основой композиции стихотворения «Бесы».
Стихотворение начинается строками:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Это четверостишие повторяется ещё два раза: в середине стихотворения и в заключительной строфе. Таким образом, мы видим кольцевую композицию.
Само процитированное четверостишие тоже построено на повторах. В первой строке: «Мчатся тучи, вьются тучи...» (в конце бесы тоже «мчатся»); в четвёртой «...Мутно небо, ночь мутна». Далее: «Еду, еду в чистом поле...», «Страшно, страшно поневоле...»
Повторяется слово мутный: «...Мутно небо, ночь мутна» — «В мутной месяца игре...»; кружить: «...Да кружит по сторонам» — «Сил нам нет кружиться доле...» — «.. .Закружились бесы разны...»; повторяется фраза: «... Колокольчик дин-дин-дин...»
Но не только повторы конкретных слов «работают» в тексте: повторяются синтаксические конструкции, используются контекстуальные синонимы: «Вьюга злится, вьюга плачет...», «Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?» Повторяются даже приставки: «Бесконечны, безобразны...»; «Средь неведомых равнин...»— «...Там верстою небывалой...»
Всё стихотворение пронизывают образы бесов — духов, возврат к этим образом тоже создаёт ощущение круговерти, из которой не видно выхода.
Важным сюжетным и композиционным элементом является разговор ямщика с барином. Он начинается с реплики барина, продолжается монологом ямщика и затем вновь — на короткое время — возобновляется после задающего тон четверостишия («Мчатся тучи...»). И у ямщика, и у барина вьюга вызывает сходные переживания, им видятся одинаковые образы.
Стихотворение необыкновенно богато примерами аллитерации (звукописи).