Всвязи с 35-летием деятельности островского гончаров писал ему: «вы один построили здание, в основание которого положили краеугольные камни фонвизин, грибоедов, гоголь. но только после вас мы, , можем с гордостью сказать: «у нас есть свой, , национальный театр». он, по справедливости, должен называться «театр островского». роль, сыгранная островским в развитии театра и драматургии, вполне может быть сопоставлена с тем значением, которое имели шекспир для культуры, а мольер — для французской. островский изменил характер репертуара театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. его влияние на театральное искусство было исключительно велико. особенно это относится к московскому малому театру, который традиционно называется также домом островского. многочисленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. целая плеяда замечательных актеров на материале пьес островского смогла ярко проявить свою неповторимую талантливость, утвердить своеобразие театрального искусства. в центре драматургии островского находится проблема, которая прошла через всю классическую : конфликт человека с противостоящими ему неблагоприятными условиями жизни, многообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. перед читателями и зрителями пьес великого драматурга раскрывается широкая панорама жизни. это, по существу, энциклопедия быта и нравов целой исторической эпохи. купцы, чиновники, помещики, крестьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дельцы, студенты — несколько сот действующих лиц, созданных островским, давали в общей сложности представление о действительности 40—80-х гг. во всей ее сложности, многообразии и противоречивости. островский, создавший целую галерею замечательных женских образов, продолжал ту благородную традицию, которая уже определилась в классике. драматург возвеличивает сильные, цельные натуры, оказывающиеся в ряде случаев нравственно выше слабого, неуверенного в себе героя. это катерина («гроза»), надя («воспитанница»), кручинина («без вины виноватые»), наталья («трудовой хлеб») и др.
Кай и Герда – друзья, любящие друг друга как брат и сестра. Однажды Кай посылает вызов самой Снежной королеве. В результате в глаз и сердце мальчика попадают осколки «дьявольского зеркала» троллей и Кай меняется. Он становится злым, проказничает, придирается к словам, обижает соседей, Герду и даже бабушку. Кай пошел на уловки Снежной королевы и оказался в ее волшебной царстве. Где не понимал, что с ним происходит. Он был оторван от мира, от всего живого, он только сидел и собирал из льдинок геометрические фигуры. От этого колдовства его Герда, которая его очень любила.
Раскольников бывший студент, скорее отрицательный, чем положительный персонаж. Его внешний вид вызывает сочувствие, но Раскольников имеет много черт, которые привлекают к нему внимание. Он талантливый и сильный человек. Он отличается честностью к сочувствию и сопереживанию. Свои последние деньги он оставил Мармеладовым. Однако ему некуда идти, он в тупике, где всё цветное теряет свой окрас. Раскольников живёт по принципу: «Человек ко всему привыкает!» Он нравственно падает, позволяет себе вести себя нечистоплотно. В своей комнате спит не раздеваясь. Он был очень беден, нищета буквально задавила его. В том, в чём он ходит, другим людям было бы стыдно выйти на улицу. Вся его одежда дырявая и грязная, а его цилиндр безобразно заломлен набок. У него симпатичное молодое лицо, но внешне он создает впечатление человека с внутренним разладом и отсутствием гармонии. Все его мысли, проступки, внешность – предел дисгармонии. Его поведение, то, как он смеется, говорит, ходит похоже на лихорадку. Он постоянно в раздумии: «Кто я? Тварь дрожащая? Или право имею?» Его повседневная жизнь – ад. Некий злой гений пробуждается в Раскольникове, когда тот решается совершить задуманное. Петельку для топора он пришивает слева, а фальшивый заклад заворачивает так, чтобы старушенция помучилась, развязывая пакетик. И всё это только ради свободы и власти. Но прежде всего власти, власти над всем «муравейником», над всеми «тварями дрожащими». Возможно, жизнь какой-то мелкой старушонки и стоит такой великой цели, но какова цена невинной жертвы Лизаветы? Раскольников стал Наполеоном, он убил! С этого момента он начинает нравственное развитие, поскольку очутился в предельной нравственной ситуации. Идея, лежащая в основе его теории, владеющая его сознанием, дала трещину. Его мировоззрение крушится. Раскольников начинает осознавать свой провал, он понимает, что является именно «тварью дрожащей». Его теория лопнула и не имеет больше права на существование.