Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!
Так же легко Онегин отвергает людей. Для него нет авторитетов – ни книги, ни театр, ни философия не оставляют глубокого следа в его душе. Евгений всюду принят, проводит время в круговороте развлечений, пестрых и однообразных, как говорит автор: «Как он умел забыть себя!»
Он – лицемер, умеющий произвести нужное впечатление, однако не отдающий себе отчет в том, зачем ему это:
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять…
Мы видим Онегина как будто лишь внешнего, из его настоящих переживаний – лишь скуку и безразличие. Он не был счастлив в этой своей, внешне легкой жизни: «нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум», как потом быстро наскучит и размеренная сельская жизнь.
Онегин, «непостоянный обожатель очаровательных актрис» в начале романа не позволяет себе истинного чувства любви. Да и не к кому. Все молодые девушки света также играют свою роль в его жизни-спектакле. Он понимает, что видел порыв настоящих чувств Татьяны, ее искренность в письме тронула его. Но Евгений, "в любви считаясь инвалидом", уверен, что не в состоянии связать свою жизнь с семьей: «Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, …кроме Вас одной, невесты не искал иной, и был бы счастлив… сколько мог».
Онегин не особо уважал людей вообще, однако, его надменность не была слепой гордыней. Раззнакомившись с Ленским, он высоко оценил его как человека, признавая его благородство и сильные черты характера:
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал, -
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.
В жизни Онегина нет места дружбе. Общение с Ленским для него сводится к развлечению:
…И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Он не дорожит людьми, и это приводит, что он убивает на дуэли Ленского, который был ему другом, из-за полной ерунды.
Именно то, что сам Евгений неискренен на протяжение всей своей жизни, не дает ему наслаждаться жизнью по-настоящему. Лишь увидев контраст между Татьяной прежней и новой – холодной, светской дамой, Онегин осознает, что именно искренность, неподдельность – то, что оживляет сердце:
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел…
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
И он со всей своей страстностью и бездумностью стремится назад, к той Татьяне, ее живости. Онегин полон чувств и страсти, его душа полна любви, теперь уже неуместной. Татьяна уже связала себя узами брака и решает быть верной нелюбимому мужу, пусть ее чувства к Онегину и не
Теперь Онегин погружен в свою любовь с головой. Он любит «как дитя», непосредственно и бездумно. Теперь он понимает Татьянины чувства, теперь он испытывает то же самое. У него не получается отвлечься ничем. Ему потребовалось пройти долгий путь лицемерия, холодности, безразличия, неразборчивости, чтобы найти настоящую ценность в жизни:
И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки.
Однако Татьяна уже не может разделить с ним свою судьбу.
Честь и бесчестье как нравственные понятия лежат в основе оценки личных качеств людей. В них вложен общечеловеческий смысл. И на полюсе, и на экваторе; и в древнем Новгороде, и в современном мегаполисе они значат и значили одно и то же. Эти понятия предполагают следование неписаным законам. Хотя один раз они были написаны – высечены на каменных скрижалях и даны человечеству как нравственные ориентиры на все времена.
И честь, и бесчестье человек может проявить по отношению к другими людям, особенно если приходится делать выбор. Но эти же понятия как некая шкала есть в самом человеке: большинство людей знают о себе, чего они стоят. Это даже не зависит от уровня развития интеллекта, от образованности.
Дело в совести – внутреннем голосе, с ним нормальный человек не может не считаться. Именно совесть и подсказывает, и предостерегает, чего честный человек не должен делать: имеющий честь не посягнёт на чужую жизнь, не украдёт, не обидит беззащитного, не станет лгать, не предаст, не нарушит обещание, присягу; не допустит, чтобы мелкое взяло верх; ему чужды черты скупого рыцаря, коварного интригана, доносчика-кляузника.
Можно ли, нарушив всего один из этих запретов, всё-таки считаться человеком чести? Наблюдения показывают, что нельзя, потому что вступает в силу закон цепной реакции – физика в жизни. Литературный пример Швабрина из пушкинской повести “Капитанская дочка”: он нарушил присягу и вслед за этим предал всех, с кем служил в крепости, обидел беззащитную Машу, оклеветал Гринёва.
Объяснение:
Отступив один раз от неписаных законов чести, восстановить своё доброе имя бывает невозможно. Об этом предупреждает и пословица “Береги платье снову, а честь с молоду”.
Знаете, самым правильным было бы заглянуть в тот учебник, по которому Вы занимаетесь, и там найти "правильный" ответ. Хотя на самом деле это все условность. Ладно, попробуем.. .
Хронология (это только хронология, без названий этапов) :
1) 10-17 вв.
2) 18 в.
3) первая половина 19 в.
4) вторая половина 19 в.
5) "серебряный век" (начало 20 в. )
6) советский период
7) постсоветский период
Чуть подробнее - что у нас там было.. .
1) Некоторые филологи всю литературу 10-17 вв. скопом обзывают древнерусской. 17 век - не такая уж древность, но предположим.. .Строго говоря, древнерусская литература - это литература славян до их разделения на русских, украинцев и белорусов. С этой точки зрения, древнерусская литература - это литература 10-13 вв. , а дальше - это уже литература русская.
а) до 11 в. ; образцы - "Велесова книга", Иоанн Златоуст (хотя говорят, самая старая из сохранившихся рукописей - это Остромирово Евангелие 11 в. )
б) 11 в. - "Повесть временных лет", разумеется.
в) 12 в. - сюда относят "Повесть о полку Игореве".
г) 13 в. - "Легенда о граде Китеже" - не самая, может быть, репрезентативная вещь, но одна из самых красивых.
д) 14 в. - "Задонщина"
е) 15 в. - тут много хождений, повестей и битвах с татарами и проч. А еще есть "Сказание о Дракуле". Любопытная, кстати, вещь.. .
ж) 16 в. , Можно сказать, расцвет древнерусской литературы. Появление эпистолярного жанра, письма Грозного и Курбского. А еще - "Домострой".
з) 17 в. - "Житие протопопа Аввакума".
Пункты а) -з) - это не этапы; просто основные произведения, по которым можно проследить, как отходила на второй план религиозность, как появилось больше светскости, как стал появляться интерес к путешествиям ("хождениям") и т. д. Там где-то еще апокрифы должны быть.. .
2) 18 в. - Европейское Просвещение, в России царь Петр, стараемся не отставать от Европы, так что у нас тоже Просвещение и прочий Ренессанс. Ломоносов, Карамзин, Радищев, Фонвизин.. .Все это можно делить еще на несколько этапов, течений, отдельно говорить и сентиментализме и т. д. , но мы этого делать сейчас не будем.
3) Первая половина 19 в. Романтизм, наверное.. .Синтез с европейской литературой, перестройка художественной системы. Язык совершенно другим становится (говорят, благодаря Пушкину) . Пушкин, Гоголь.. .
4) Вторая половина 19 в. Реализм, он же - критический реализм. С реализмом мало общего имел, но словечко "критический" все объясняет. Толстой, Достоевский - да что я Вам подсказываю.. .
5) "Серебряный век". Декаданс, множество литературных течений, поэзия на пике, символизм, акмеизм, фтуризм и еще вагон и маленькая тележка всяких "измов".
6) Советский период. Тоже вроде как реализм, но уже совершенно другой. И так же мало отношения имеющий к реальности. Впрочем, там еще декаденты были.
7) Постсоветская литература. Постмодерн, пост-черт-его-знает-что. Подробнее можно посмотреть, например, предисловие к сборнику "Русские цветы зла".