В. Г. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, так как в нем, как в зеркале, отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он “до времени созрел”, стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века—“хандру”. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство — любовь — не воскресить его душу. Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Он в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Неслучайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной “привычкам милой старины”. Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все: Она влюбляла ся в обманы И Ричардсона, и Руссо.
Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в ней нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:
Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: “… Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Героиня находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил “вольность и покой”, был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в “высшем свете”. За это время она сильно меняется. “Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы” рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в “высшем свете” она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:
… Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны “идеальным” образом русской женщины.
1.Кого из русских писателей поначитался Кулигин из «Грозы» Островского? 2) Ломоносова, Державина. 2 .Кто из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной, прозрачной душой»? 4) Обломов. 3. Какой тип героя изображал И.И.Тургенев в романе «Отцы и дети»? 3) Нигилист. 4 .Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» не принадлежит к «темному царству»? 1) Борис. 5. Что такое «обломовщина»?2) Апатия и инертность. 6. Кому из героев романа И.И.Тургенева «Отцы и дети» соответствует портрет: «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами»? 3) Катя, сестра Одинцовой. 7. Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» утверждал, что есть люди с песьими головами, что «огненного змия стали запрягать… для ради скорости»? 2) Феклуша. 8. Кому из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» принадлежат слова: «Начинается жизнь: отдайте мне ваше будущее и не думайте ни о чем – я ручаюсь за все»?4) Штольцу. 9 Из какого эпизода романа И.И.Тургенева «Отцы и дети» взяты слова «Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом»? 1) Описание усадьбы Одинцовой. 10 .Кто о ком сказал в пьесе А.Н.Островского «Гроза» сказал: «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив!»? 2) Борис о Кулигине. 11. Кто в романе И.А.Гончарова «Обломов» является антиподом главного героя?1) Штольц . 12 .Какая деталь в портрете Базарова, героя романа И.И.Тургенева «Отцы и дети», выявляет род его деятельности?3) Обнаженная красная рука. 13. Кому из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» дается такая характеристика: «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… 3) Штольцу. 14 .Напишите имя персонажа «Грозы», который говорит, что их «семейство врозь расшиблось».- Тихон,сын Кабанихи и муж Катерины. 15 Кого в пьесе «Гроза» называют «пронзительным мужиком»?-Купец Дикой,так его называет Кудряш. 16 .Назовите город, уроженцем которого был Гончаров-Уроженец Мценска ,Орловской области. 17. Как определил сам автор жанр пьесы «Гроза»?-. Н. Островский определил жанр пьесы "Гроза" как драма. 18. Как называется родовое имение Тургенева?-Родовое имение Ивана Тургенева Лутовиново . 19. Напишите имя, отчество и фамилию Кабанихи -Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). 20. Напишите название пьесы, которая принесла известность начинающему драматургу Островскому -комедия "Свои люди -сочтёмся". 21. «В чем заключается душевная драма Катерины?-Глубокий внутренний мир Катерины,не соответствует пустым,бездушным нравам общества Кабаних.Патриархальный строй общества противопоставлен миру свободы и красоты Катерины,она символ свободолюбия.Широта великой реки,символа русской свободы и меркантильные обыватели Калинова,сонные,застывшие во времени.Величие могучей реки против мелочности,никчемности обывателей города,свободная река приняла в свои воды непокорённую Катерину.Наивысшая точка пьесы,когда Катерина без прикрас и стеснения говорит мужу об измене,при его деспотичной матери,её покаяние перед народом и Богом,гроза разразилась,грянул гром в признании Катерины.Катерина предпочла смерть,жизни в мире лжи,несправедливости.Катерина мечтала стать птицей и улететь свободной,она и стала свободной,Волга приняла её.Драма- в осознании невозможности изменить униженное положение,безысходность,крушение надежд,безвыходность из этого "тёмного царства".
Музей "лавка чеховых" расположен в небольшом двухэтажном доме постройки 40-х годов xix века. в 60-ые годы он принадлежал таганрогскому купцу и. моисееву, владельцу водочных складов. семья чеховых арендовала этот дом с 1869 г. по 1874 г. переезд сюда был связан с торговыми интересами отца, павла егоровича. на первом этаже находился магазин отца, на втором этаже – жилые комнаты, в которых проживала семья. антон чехов прожил здесь с 9 до 14 лет. эти годы оставили в жизни писателя много воспоминаний: долгие часы сидения в лавке отца, участие в репетициях церковного хора, первые театральные впечатления и робкие шаги в драматургии.
Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он “до времени созрел”, стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века—“хандру”. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство — любовь — не воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Он в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Неслучайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной “привычкам милой старины”. Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все:
Она влюбляла ся в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в ней нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: “… Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Героиня находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.
Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил “вольность и покой”, был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в “высшем свете”. За это время она сильно меняется. “Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы” рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в “высшем свете” она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:
… Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.
Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее облик таким привлекательным.
Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни.
Сам поэт считал образ Татьяны “идеальным” образом русской женщины.