Когда Троекуров решил отсудить у Андрея Дубровского имение, он хотел лишь унизить своего бывшего приятеля, "указать его место". Когда он понял, что дело зашло слишком далеко, то решил помириться с приятелем, так как его мучали угрызения совести. Для этого он отправился в имение Дубровского, чтобы "помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние". Он без предупреждения въехал сразу во двор, и Дубровский сразу увидел его в окно. Троекуров ехал с "благим намерением", но психика Дубровского была в таком состоянии, что один вид Троекурова вызвал сильный приступ, который привёл к параличу: "больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева", "старик лежал без чувств и без дыхания - паралич его ударил". Владимир, испуганный состоянием отца, велел прогнать Троекурова. Таким образом, хорошие намерения Троекурова только ухудшили состояние Дубровского, что привело его к скоропостижной смерти. Троекуров не имел возможности объясниться в приятелем, хотя, если бы это ему удалось, всё сложилось бы иначе.
Суровый непреклонный, Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» - чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам п беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает угнетенных п обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, «точно необыкновенное явление русской силы» . Это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его отличали, пишет Гоголь, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам» . И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любит простую жизнь казаков» и ничем не выделяется среди них. Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с жизнью Сечи. Служению товариществу, отчизне он отдавал себя безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он неумолим к изменникам н трусам. Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни, всю духовную и нравственную силу народа. Это человек большого накала чувств, страстей, мысли. Сила Тараса - в могуществе тех патриотических идей, которые он выражает.