Поэзия Блока. Раннее творчество (Ante lucem) И. Машбиц-Веров Летом и осенью 1901 года Блок отмечает в Дневниках: Мистика начинается.. . Начинается покорность богу, и рядом: Начало богоборчества. Так христиански-неземным устремлениям поэта противостоит земное. Однако борьба этих начал происходила и ранее. В стихотворении Пора вернуться к прежней битве (1900) поэт, с одной стороны, провозглашает: Воскресни дух, а плоть усни! , а с другой Но сохраним в душе глубоко Все эти радостные дни: И ласки девы черноокой. И рампы светлые огни. (А. Блок. Соч. т. VII, М-Л. , 1960-1963, стр. 363. В дальнейшем цитирование по этому изданию будет даваться в тексте: том - римскими цифрами, страницы - арабскими. Записные книжки будут обозначаться: З. К. ) Критики, утверждавшие, что Блок последовательный теург, по сути дела, обходили самый ранний период его творчества. Для них от поэта исходил трепет касания иных миров (Пяст) , он явился как готовое чудо, прямой наследник Вл. Соловьева (П. Перцов) , в нем осуществлялся рост человеческого духа в направлении магизма (Белый) . Современный исследователь В. Орлов пишет, что помимо мистической веры в потусторонние миры у Блока есть и такие черты, как крайний индивидуализм и безучастие к окружающей действительности. Вместе с тем, хотя мистицизм поэта, по мнению В. Орлова, начисто выключает такую категорию, как народ, в юношеской лирике Блока уже возникает центральный образ всей его поэзии образ родины. Каков же облик Блока периода Аntе lucem? Решая этот вопрос, необходимо, прежде всего, отметить, что в те годы поэт субъективно еще не был мистиком, хотя был религиозен. Правомерно ли, однако, различение мистики и религии? Блок отвечает на это так: Религия и мистика не имеют общего между собой, хотя мистика может стать одним из путей к религии. Мистика богема души, религия стояние на страже (3. К. , 72). Утверждение, что общего между мистикой и религией нет, это очевидное
Можливо, що треба бути добрим, чесним, щедрим. Скрудж був багатим, але поводився як бідний, адже економив на всьому. Не можна забувати про рідних та друзів. Скрудж змінився тому, що побачив власну смерть. І його налякала не сама смерть, а те, що люди цьому раді, вони кинули тіло небіжчика и обікрали будинок. І ніхто не плакав та не сумував за Скруджем. Скрудж це зрозумів та змінився, став добрим та щедрим. Я вважаю, автор хотів сказати, що треба бути життєрадісними, добрими та дарувати усім добро.