и. а. бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. бунин — фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. его творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой страсти, и на первый план у бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. о бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в . в его творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. все эти черты присущи не только поэзии, но и прозе. в предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве ивана бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. это время создания таких шедевров, как рассказы «братья», «господин из сан-франциско», «сны чанга». считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-философскую трилогию.
всем известно, что жизнь человека может измениться в любой момент, в любую минуту. это происходит от независящих от нас обстоятельств. сопутствовать этому могут совершенно разные причины, будь то потеря, разочарование, или, наоборот, нежданная встреча, любовь… именно об этом повествует нам лев николаевич толстой в своем произведении «после ». главным героем произведения является иван васильевич, который рассказывает из своей молодости про утро, которое он не забудет никогда, которое в прямом смысле, изменило всю его жизнь.
дело было в сороковых годах. тогда иван васильевич был студентом, учился в провинциальном университете. он был молод, хорош собой, весел, богат, любил кутить со своими товарищами, но главное удовольствие в его жизни составляли вечера и . он прекрасно танцевал и был влюблен. влюблен сильно, окончательно и бесповоротно, в красавицу вареньку б. она была высока, стройна, в белом платье с розовым поясом, в белых лайковых перчатках, и в белых атласных башмачках. лицо ее было необыкновенно милым с очаровательными ямочками на щеках и доброй улыбкой. все смотрели на нее и любовались ею.
иван васильевич готов был танцевать вечно со своей возлюбленной. чувство любви переполняло его. он был бесконечно счастлив, блажен. они не говорили о любви, ивану васильевичу было достаточно того, что он любил ее. он боялся только одного, чтобы что-нибудь, не дай бог, не испортило его счастья. тот, кто когда-нибудь был влюблен, легко поймет нашего героя.
отца вареньки иван васильевич увидел впервые здесь же, на . это был высокий статный полковник, красивый и свежий старик. у него была такая же приятная улыбка, как у дочери. лицо было румяное с белыми подвитыми усами и . на груди у него были ордена. в нем чувствовалась солдатская выправка. он танцевал мазурку со своей дочерью, и все присутствующие невольно любовались ими. так это было мило и трогательно. после танца все громко аплодировали им, а отец ласково поцеловал свою дочь в лоб, и всем было видно, как он любит и гордится ею.
был чудесный, прекрасный вечер подошел к концу. иван васильевич, опьянённый любовью, вернулся домой и долго не мог заснуть. он вспоминал прожитый вечер, мечтал о прекрасной вареньке, грезил ей. не в силах больше томиться любовью, он решил пойти к ее дому. это было его ошибкой. то, что он там увидел перевернуло его жизнь…
когда иван васильевич подошел к дому своей возлюбленной и незабвенной вареньки, наступило утро. он услышал звуки флейты и барабана, которые, почему-то вызвали некую тревогу в его душе. когда он подошел ближе, выяснилось, что это были солдаты, которые гнали беглого татарина и били его палками по спине. зрелище было ужасным, на спине потерпевшего не было живого места. он умолял о пощаде снова и снова.
но самым ужасным оказалось то, что в экзекуции участвовал вчерашний полковник, отец вареньки. да, да, иван васильевич узнал его. странные чувства тогда овладели нашим героем. это был одновременно и страх, и стыд, и горечь разочарования. в голове не укладывался образ вчерашнего полковника, доброго, любящего, внимательного отца, и сегодняшнего тирана, деспота, способного на жестокость и кровавую расправу.
иван васильевич долго еще потом размышлял над увиденным. сначала он даже пытался оправдать полковника: «очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю». пытался списать жестокость на армейскую систему и военный долг. но этого у него никак не получалось, потому что его душа не принимала жестокости и насилия. было четкое чувство разочарования, двуликости полковника. от этого было гадко, мерзко и неспокойно. надо сказать, что после этого случая, любовь к вареньке пошла на убыль и вскоре совсем сошла на «нет». собственно, это логичное завершение с печальным концом.
вот так, одно утро, один момент, может изменить всю жизнь человека, как и произошло с нашим героем, который не смог пожертвовать своими нравственными ради положения в обществе.
Это несовершенство людей четко прослеживается на протяжении всей комедии Грибоедова “Горе Вот ума”. В ней автор создал целое общество отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Хлёстова, Г.N. и Г.D.
Всем им в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Этот человек тоже относится к дворянскому обществу, но его поведение и высказывания противоположны его происхождению. Чацкий благороден, честен, красноречив и умен. Он всегда стремится к большим знаниям, в отличие от фамусовского общества не интересуется ни деньгами, ни карьерой, ни высшим положением в обществе, так как хочет не просто получить награды, прибыль, он хочет приносить пользу обществу:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
В Москву Чацкий приехал только ради Софии, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый для него дом, он замечает перемены: София стала холодна, высокомерна, она больше его не любит. Пытаясь найти ответ на свое чувство, вернуть прежнюю Софию, ее любовь к нему, Чацкий терпит поражение. На все его речи и воспоминания она отвечает: “Ребячество!”. Только после этого главный герой начинает осознавать, что все его попытки и убеждения напрасны, что он потерял Софию навсегда. Именно с этого начинается личный конфликт Чацкого, который потом перерастает в столкновение влюбленного человека и фамусовского общества.
Чацкий — защитник свободы и независимости личности. Он не боится говорить все, о чем думает, в глаза и справедливо обвинять врагов во лжи и лицемерии.
Наш герой также осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает возможность сильным мира сего жить грабительством, проводить время в развлечениях.
А в своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...
Именно это заставляет общество признать его сумасшедшим.
Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком “сочувствия живого”, он уезжает